Одежда в повседневной жизни американцев (до 1900 г.)

24 октября 2015

Колонисты, приезжавшие в Северную Америку в 17-18 веках, везли с собой европейские привычки и традиции, в том числе манеры одеваться. Еще накануне Войны за независимость 1775-1783 годов костюмы колонистов разных занятий выглядели вполне по-европейски:

Костюмы колониального периода

Однако, рассорившись с Великобританией, американцы начали демонстрировать свою «особость», что было проще всего сделать с помощью костюма. Представитель Соединенных Штатов в Европе Бенджамин Франклин поразил двор Людовика 16 своим скромным нарядом и отсутствием парика:

Франклин в Париже

А также знаменитой меховой шапкой, которую можно считать одним из первых мощных культурных влияний Северной Америки в Европе:

Franklin1877

Для того, чтобы продемонстрировать простоту нравов молодой республики и противопоставить себя погрязшей в роскоши европейской аристократии, первый президент США Джордж Вашингтон оделся на собственную инаугурацию в 1789 году подчеркнуто скромно: в коричневый камзол, сшитый из ткани американского производства (идеи импортзамещения, популярные в России во втором десятилетии 21 века, вдохновляли и отцов-основателей США):

Инаугурация Вашингтона

Впрочем, импортзаместительного порыва американцам хватило ненадолго. Уже на рубеже 18-19 веков взоры американских модниц опять обратились к Европе, и на этот раз их кумиром стала супруга Наполеона Жозефина Бонапарт, пропагандирующая «имперский» неоклассический стиль. Его важнейшими отличительными чертами стали платья свободного покроя с высокой талией, напоминающие одежды времен Древней Греции и Рима:

Стиль Ампир
Merry-Joseph Blondel. Портрет Felicite-Louise-Julie-Constance de Durfort, 1808 год

Уже в 1820—30-е годы индустриализация и рост доходов американцев привели к спросу на модную одежду даже среди простых фермеров и горожан. Неоклассицизм, конечно, слабо сочетался с веяниями эпохи «джексоновской демократии», но ориентация на Европу сохранялась. С 1830 года начал издаваться первый в США «женский журнал» — Godey’s Lady’s Book, значительную часть которого занимали гравюры с изображением фасонов новейших французских платьев:

Журнал мод

В 1840-е годы пришла мода на «петтикоты» — многочисленные накрахмаленные нижние юбки. Количество было необходимо для достижения модной формы широкого колокола. Увлекающихся подобными новациями женщин стали поругивать за излишества и призывать к большей простоте и естественности в одежде:

Мода на петтикоты

Впрочем, простые и практичные американки середины 19 века в массе своей и так были весьма воздержанными в своих модных пристрастиях, европейские корсеты и громоздкие юбочные каркасы из лозы или китового уса уже казались им чем-то чрезмерным. Надеть на себя нечто подобное решались лишь представительницы самых состоятельных купеческих семейств Севера или дочери южных хлопковых плантаторов:

1760-gnm

Однако все поменялось в результате нескольких технологических новаций. Изобретение вулканизации в 1839 году Чарльзом Гудьиром способствовало распространению гораздо более удобных корсетов с эластичными резиновыми вставками. После 1855 года получила распространение cage crinoline — относительно легкая и удобная конструкция (по сравнению с костяными/деревянными каркасами предыдущих эпох). Многочисленные петтикоты утратили актуальность:

Мода на кринолин

Иногда cage crinoline соединяла в себе корсет и юбочный каркас:

18992d9be691dbac73c41201a5a63568

Любой уважающий себя жених должен был теперь подарить невесте кринолин — если не металлический, то хотя бы более доступный по цене hoop, сделанный из легких обручей. Hoopskirts были особенно популярны в 1850—1860-е годы:

yyNjRGp

Корсеты, вместо того, чтобы уйти в прошлое вместе со старым «доиндустриальным» миром, обрели в конце 19 века второе рождение. Без корсета было невозможно добиться вошедшего в моду с 1880-х годов силуэта «песочные часы»:

corset_19001

Именно корсеты стали первым предметом одежды, запущенным в массовое производство. Корсеты производились не только для женщин, но и для мужчин, и даже для детей:

GoodSenseCorsetWaists1886page153

Однако американцы, уже тогда ощущавшие себя носителями прогресса, не могли ограничиваться простым паразитированием на европейской моде.В 1851 году одна из первых американских феминисток, Амелия Блумер, в своей газете The Lily начала пропагандировать так называемый American Costume — по сути, прототип женского брючного костюма. На несколько лет высмеивание bloomer style стало основным развлечением американских мужчин:

bloomer-costume-1851-granger

Переход к производству готовой одежды во второй половине 19 века коренным образом поменял отношение американцев к тому что носить, как носить и к кому обращаться за модными новинками. Вслед за первым французским универмагом Le Bon Marché (1850 г.) магазины подобного типа стали открываться во многих европейских странах и, конечно, в Америке. Уже в 1851 г. был открыт знаменитый нью-йоркский Macy’s, который поначалу торговал, в основном, тканями и обувью:

stores 14th & 6th ave
inside of a store 2
shoe department macy's

Считается, что идея производства готового платья начала реализовываться в США Эббой Вулсон (Abba Gould Woolson) только в 1870 году. Универмаги с шикарно оформленными большими стеклянными витринами, собиравшими на первых порах настоящие толпы зевак, стали визитной карточкой крупнейших американских городов. С 1885 года нью-йоркский Bloomingdale’s начал рассылать каталоги по почте, после чего индустрия моды без преувеличения пришла в каждый дом.

71FOEVbK7hL

 

Массовое швейное производство совсем не обязательно было автоматизированным. Настоящей швейной столицей США к концу 19 века стал Нью-Йорк, где производилось 2/3 всей американской готовой одежды:

sewing-room-at-stewart-1875-grafton
Seamstresses at Long Tables at A.T. Stewart’s Dry Goods Store, NYC, 1870s

Рождение знаменитых американских джинсов состоялось в 1873 году, когда Ливай Страусс получил патент на производство «рабочих комбинезонов без бретелей с карманами для ножа, денег и часов». В 1890 г. Страусс решил давать номера моделям джинсов — так появились популярные по сей день Levi’s 501. До 1930-х годов джинсы было принято носить с подтяжками, а вместо ремня сзади пришивался специальный хлястик:

stumpy-levis-1879-color

С началом производства готовой одежды Америка вступила в новую эпоху — эпоху массового потребления. В 20 веке, благодаря новым рекламным и информационным технологиям, массовое производство и потребление разнообразных товаров, включая одежду, станет одним из символов американской цивилизации.

7 голосов

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий