История американского кинематографа

17 декабря 2015

Братья Люмьер, которые считаются основателями кинематографа, впервые устроили публичный показ 22 марта 1895 года в Париже, хотя датой рождения считается все же 28 декабря того же года, когда прошел первый коммерческий показ в салоне «Гран-Кафе». Публика была под впечатлением от этого новшества, подвижное изображением вызывало у людей настоящий шок. Существует версия, что люди вскакивали от испуга с мест при показе короткометражной ленты «Прибытие поезда». Уже в течение следующих двух лет показы прошли в ведущих мировых столицах и городах. Нью-Йорк был одним из таких мест.

Салон "Гран-Кафе", 28.12.1895
Салон «Гран-Кафе», 28.12.1895

Именно Нью-Йорк стал первым центром американского кинематографа. К началу XX века там уже находилось небольшое число киностудий. Но, как известно, позже многие деятели переместили центр индустрии на западное побережье. Это произошло из-за нескольких факторов.

Во- первых, в Нью-Йорке приходилось дорого платить за аренду. Во-вторых, в добавок к неразвитости осветительной аппаратуры Нью-Йорк имел еще и неподходящие погодные условия — пасмурная и дождливая погода мешала производству фильмов. В-третьих, Томас Эдисон, который в 1909 году попытался монополизировать кинопроизводство, спугнул всех независимых «киноделов», что привело к их бегству в окрестности Сан-Франциско и Лос-Анджелеса.

Кинотрест Эдисона же просуществовал до 1913 года, когда был закрыт после судебного процесса, так как его деятельность противоречила антимонопольному законодательству. За годы своей работы он, конечно, имел не только отрицательный эффект, который заключался в препятствовании работе независимых кинематографистов, что в свою очередь приводило к снижению количества и качества выпускаемой продукции, но и положительный — Эдисон препятствовал во избежание конкуренции проникновению европейского кинематографа, что, как мне кажется, придало американскому самобытности и уникальности.

Наиболее популярным местом обоснования деятелей кинематографа на западном побережье стал поселок Голливуд, который сегодня известен почти каждому. В конце же XIX века это было просто огромное ранчо.

Hollywood_1880_Orange_Groves

Кроме климатических преимуществ (более 300 солнечных дней в году), место обладало и географическими: недалеко находились и горные массивы, и побережье Тихого океана. Лос-Анджелес служил источником рабочих рук и строительных материалов.

Уже у своих истоков американский кинематограф пересекался с политическими темами и открыто высказывал свое к ним отношение. В 1898 году у берегов Гаванны был подорван американский крейсер «Мэн», что стало причиной американо-испанской войны. Джеймс Стюарт Блэктон в первый день конфликта снял фильм «Tearing Down the Spanish Flag«, а позже выпустил фильм «Raising Old Glory over Morro Castle«. Оба фильма высказывают авторское отношение к испанской тирании.

Первый художественный фильм, поставленный непосредственно в студии в Голливуде, — «Муж индианки» Сесиля Б. де Милля. Это немой вестерн, который был выпущен в 1914 году. Его длительность — 72 минуты.

pfzV1y6Jm8d2A58WeHWUyVS2G9I
«The Squaw Man», 1914

Первые кинотеатры в США назывались «никелодеонами«, они были очень дешевыми, вход стоил 5 центов. В 1908 году их насчитывалось около трех тысяч, но с каждым годом их число увеличивалось, потому что кино пользовалось огромным спросом. Конкуренция приводила к краху маленьких студий, начали появляться крупные кинотресты, которые объединялись с прокатными фирмами.

В 1912 году появляются «Universal Studios» и «Paramount Pictures». Такой гигант в сфере кино как «Warner brothers» основывается только в 1923, а год спустя будут созданы «Metro-Goldwyn-Mayer» и «Columbia Pictures».

Лого "Warner brothers", 1923
Лого «Warner brothers», 1923

К 20-му году в Голливуд окончательно становится центром киноиндустрии США. Ежегодно там выпускалось 800 фильмов. Число крупных киностудий росло, появлялась система кинозвезд.

К сожалению, большой спрос на кино спровоцировал ориентацию кинематографа на зрителя, а не на режиссера. Режиссеры были крайне скованы в своих авторских задумках. На первый план выходили актеры и продюсеры фильмов. На выходе же получались «зрелищные»фильмы, которые были призваны удовлетворить массовую публику.

Эра классического Голливуда.

Этот период начинается в 1928 году с момента создания киностудии «RKO Pictures». Он характеризуется так называемой студийной системой, где 8 крупнейших кинотрестов контролировали 95% американского рынка кино. Эти крупные студии занимались не только производством, но и выпуском фильмов, также они владели целыми сетями кинотеатров.

Студии полностью контролировали и творческую сферу. С актерами, режиссерами и людьми других кинематографических профессий заключались долгосрочные контракты, за неисполнение которых полагались большие штрафы. Неугодных творцов могли просто выдавить из бизнеса. Отлично характеризует эпоху и термин «звездный конвейер«: студийное руководство брало молодых многообещающих актеров и раскручивало их, придумывая им имя и биографию. Профессиональные награды негласно распределялись ведущими киномагнатами.

Монополизация привела не только к завышению цен, но и к тому, что независимым кинотеатрам предлагалось купить сразу пять фильмов, из которых хитом был только один, остальные же шли «для количества».

Тем не менее, эпоха ознаменовалось крупными событиями и замечательными личностями.

В 1927 году вышел первый звуковой фильм «Певец джаза«, именно после этого события киностудия «Warner brothers» стала одним из ведущих «игроков».

"The Jazz Singer", 1927
«The Jazz Singer», 1927
http://www.youtube.com/watch?v=UYOY8dkhTpU

В 1933 году звездный час наступил для студии «RKO pictures», которая до этого всегда держалась в тени за спинами своих более могучих коллег. На фильм «Кинг Конг» ремейки делаются до сих пор.

«King Kong», 1933

Особняком стояла студия «United Artists», одним из основателей которой был Чарли Чаплин. Она нередко помогала независимым «киноделам». Для Чарли Чаплина, конечно же, нужно делать отдельную презентацию. Все, что я хотел бы сказать — людям нравились его немые фильмы и после появления звукового кино в 1927, а он продолжал их снимать еще десятилетие. Его первым звуковым фильмом стал «Великий диктатор» 1940-ого года выпуска.

Чарли Чаплин в образе
Чарли Чаплин в образе

Эта эра отмечена еще и появлением самой престижной ныне наградой в области кинематографа — «Оскара«. В 1929 году прошла первая церемония вручения в «Рузвельт-отеле», она длилась 15 минут, при этом вход стоил 5 долларов, на нее пришло 250 человек. Самое забавное, что победители были известны за три месяца до этого, так продолжалось аж до 1945 года, только потом появились запечатанные конверты. Победителем в том году стал фильм «Крылья«.

1stOscars_1929
Оскар, 1929
2VCAp8eJrMY
«Wings», 1927

Также в это время были популярны вестерны Джона Форда, который получил четыре Оскара за режиссуру, мюзиклы с Фредом Астером и криминальные триллеры Хичкока.

С конца 1930-х годов фильмы с высоким бюджетом снимаются в цвете. После войны популярным становится исторический жанр пеплум — снимаются масштабные фильмы с большим хронометражем на античные сюжеты. В них преобладают сцены с впечатляющим количеством массовки и декораций. Один из примеров — фильм «Бен-Гур«, который завоевал 11 оскаров. Мюзиклы тоже оставались в тренде и привлекали аудиторию.

Студийная система все-таки не выдержала. Вопросы начали возникать у антимонопольного ведомства, которое после долгого судебного процесса со студией Paramount Pictures доказало, что компания нарушила закон о свободной конкуренции. Студии пришлось продать свои кинотеатры. Вскоре так поступила и студия RKO pictures, а к 1954 году уже все студии. Так начинается эра Нового Голливуда.

Эра Нового Голливуда.

Студии стали терять большую часть прибыли (почти 90%), так как росли отчисления прокатчикам, которые к тому же перестали покупать фильмы партиями (так, нехитовые фильмы не приносили студиям доход). Еще одной проблемой, с которой столкнулся кино-бизнес, стала падающая посещаемость кинотеатров из-за распространения телевидения. Люди не хотели проводить вечера в кинотеатрах, когда они могли посмотреть что-нибудь сидя дома перед экраном телевизора. Наиболее слабые компания уходили в убыток, поэтому на рынок начали проникать иностранцы. Первой стала компания Decca Records, которая установила контроль над Universal Pictures в 1951 году.

Другим следствием краха студий стало повышение гонорара звезд. Если раньше актеры все же стояли ниже уровня студий и были вынуждены работать по долгосрочным контрактам на студию, то теперь они выходят на первый план, так как только известные актеры могли обеспечить коммерческий успех фильму. Многие агенты стали требовать от студий не определенный заработок за фильм своим актерам, а процент от прибыли. Так, например, Хичкок за свой фильм «Поймать вора» как режиссер получил $50 тысяч долларов, а актер, исполнявший главную роль, гонорар в $700 000.

Хичкок слева. Кэри Грант (актер) - справа
Хичкок слева. Кэри Грант (актер) — справа

Наиболее слабые из крупных студий (RKO, United Artists и даже MGM) были вынуждены покинуть рынок. Остальные студии занялись телепроектами, которые были очень востребованы для заполнения времени в эфире, изредка вкладывая деньги только в надежные проекты. Благодаря этому, в 1957 году половина фильмов была выпущена независимыми производителями.

Студийные боссы не могли понять, что нужно зрителю. Теряясь в догадках, они стали приглашать молодых режиссеров, которые не требовали много денег и которые привели к экспериментам в области кино. Зачастую такие выходцы из киношкол и маленьких студий ломали сложившиеся в кинематографе традиции, брали некоторый стиль авторского европейского кино и придавали продукту что-то совершенно новое и откровенное.

В это время творят такие мастера как Стенли Кубрик, Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Вуди Аллен и другие.

"The Godfather" by F.F. Coppola
«The Godfather» by F.F. Coppola

Интерес к экспериментам угасает в конце 70-х годов, когда фильм «Врата рая» провалился в прокате. Он до сих пор считается одним из самых крупных кассовых провалов. В то время основной доход приносила научная фантастика и блокбастеры, вроде «Челюстей» Стивена Спилберга и «Звездных войн» Джорджа Лукаса, поэтому студии решили пойти по проверенным тропам финансирования проектов, нацеленных на коммерческий успех и массового зрителя.

«Heaven’s Gate»

Современный период.

Сегодня на американском кинорынке доминируют шесть студий: Paramount Pictures, Warner Bros., Columbia Pictures, 20th Century Fox, Universal Studios и Walt Disney Company.

Но свою нишу занимает и продукция независимых компаний (10-15%), таких как Lionsgate, Dreamworks, The Weinstein Company и других. К сожалению, наибольшую прибыль все еще приносят фильмы, ориентированные на зрелищность, то есть с большим количеством спецэффектов и компьютерной графики. Также наиболее успешны сиквелы, приквелы и ремейки уже нашумевших хитов, что наводит на мысль о некотором застое в американском кинематографе.

Есть и положительные моменты. Это все-таки доступ к независимому кинематографу и стирание грани между ним и коммерческими проектами. Тенденция к этому наметилась еще в 90-х годах, когда фильмы Квентина Тарантино и братьев Коэн собирали больше, чем средненькие картины студий.

Тем не менее, американский кинематограф все еще самый массовый и популярный в мире. В Америке выпускают почти половину всех мировых фильмов. Из характерных черт киноиндустрии США можно отметить: монополизацию, которая породила «звездный конвейер» с последующей идеализацией актеров и повышением их гонораров, «голливудские штампы» и стандартизацию предлагаемых фильмов. Именно в США на плакатах фильмов стали указывать ведущих актеров. Также чертой Голливудских картин являются идеальные и чистые кадры, которые позволяют отвлечься от реальности. Зачастую фильмы связаны с американскими ценностями, образом жизни и «американской мечтой».

Кино в Америке — это не просто развлечение, это целая финансовая отрасль, которая была таковой с самого начала. Тем не менее, это как и положительный фактор в плане больших возможностей для реализации, так и отрицательный — сегодня, по моему мнению, все для крупных студий свелось к тому, чтобы снимать блокбастеры, такие аттракционы для зарабатывания денег.

14 голоса

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий