Субкультуры и музыка США XX века. Девяностые: «What else Could I Say»?

Хип-хоп

Хип-хоп культура появляется, можно сказать, автоматически. Черное движение, став ненадолго популярным в эру фанка, с начала 70-х стало быстро увядать. Но афроамериканская молодежь не переживает по этому поводу и поэтому решает возвратиться обратно к улицам. Здесь смешивается уличный стиль, звук фанка и потребность получать средства к существованию либо криминалом, либо тем, что умеешь — то есть cвоими талантами. Некоторые выбирают и то и то.

Первая запись, которую считают за основополагающую хип-хопа датирована аж 1979 годом. Тогда некая команда под названием «Sugarhill Gang» записывает свой трек «Rapper’s Delight». После этого афроамериканский музыкальный мир обретает новое дыхание и дышит этой музыкой до сих пор.

Добрячки из Sugarhill Gang
Добрячки из Sugarhill Gang. Ниже «Rapper’s Delight»

В 80-х новая музыка успешно развивается. Одна из самых популярных рэперских команд 80-х — Run D.M.C.

Членов хип-хоп команд конца 70-х — 80-х называли «B Boys». «B» здесь обозначает слово «beat». Одевались они, как можно видеть на примере Run D.M.C. в «сутенерском» стиле, перенятом от фанка — золотые украшения, огромные меховые шубы, кепки. Изменилась только нижняя часть костюма — вошли в моду широкие брюки или джинсы и кеды Adidas. Также «B Boys» всюду таскали с собой огромные стерео системы, которые ставили, например, на баскетбольных площадках когда они играли в уличную версию баскетбола — стритбол. Стритбол, наряду с брэйкдансом, стал спортивной «фишкой» ранних рэпперов.

Streetball
Streetball. Сама игра появилась еще в 50-х

Брейкданс

Вообще, эта танцевальная традиция, когда две танцевальных команды либо случайно, либо договорившись встречаются и соревнуются в своем мастерстве, пошла примерно с этого же периода, когда появляется брейкданс — середина 70-х.

В 90-х, ситуация в мире хип-хопа меняется. Он уже уверенно идет в массы, а биты и тексты становятся интереснее и разнообразнее.Также возникает конфликт между Восточным и Западным побережьями после покушения на калифорнийского рэпера Тупака в 1994 году. Эту эру вражды запада и востока можно назвать самой печальным, но и самым интересным эпизодом в истории хип-хопа, поскольку 70-е — 80-е были временем гораздо более безобидной классики, а в XXI веке музыка хип-хопа до примитива упрощается и становится штампованной.

Значительные фигуры Западного побережья:

2pac

N.W.A.

Snoop Dogg

Восточного побережья:

The Notorious B.I.G.

Mobb Deep

Gang Starr

Были и нейтральные команды, которые воспринимали хип-хоп не как средство самоутверждения, а как искусство, поэтому ценили традиции обоих побережий. Souls of Mischief — пример одной из таких команд.

Ниже песня "93 til' infinity"
Ниже песня «93 til’ infinity»

Несмотря на то, что афроамериканцы очень старались оградить свою культуру от белого вторжения, и с той и с другой и с нейтральной стороны, а также до и после вражды побережий, было много уважаемых белых команд:

Beastie Boys, положившие начало рэпкору.

Cypress Hill

И команд с составом из других меньшинств, например «The Disposable Heroes of Hiphoprisy».

Хип-хоп — одно из самых уникальных музыкальных движений Америки. К сожалению то, что он начал представлять из себя к концу 90-х и далее, уже все меньше и меньше становится похожим на хип-хоп (за исключением тяги к роскошной жизни, она цветет и пахнет). Даже само слово «хип-хоп» постепенно становится старомодным и движение все чаще называют «Swag», что неверно, поскольку слово «Swag» изначально обозначает отдельное направление, основанное на хип-хопе, а не все движение в целом.

Гранж

Американский андерграунд 30 лет принимал на себя тех музыкантов, которые были неинтересны миру шоу-бизнеса или сами не интересовались коммерцией. Все они, влияя на друг друга, с каждым десятилетием становились все более заметными и вот, в конце 80-х, андерграундные группы стали выходить наверх. В это время, в штате Вашингтон появляются следующие команды:

Melvins

Mudhoney, написавшие, пожалуй, второй по значимости гимн эпохи гранжа (о первом позже) — «Touch Me I’m Sick»

Soundgarden

Alice in Chains

Pearl Jam

Nirvana

Все эти группы, до определенного момента не выбивались за рамки андеграунда. Кто то создавал хиты местного масштаба, кто то уезжал в туры по США и Европе, но все они формировали стиль, который создаст последнюю революционную субкультуру XX века — гранж.

Выход из тени, происходит в 1991 году, с выходом альбома «Nirvana» — «Nevermind» и его заглавной песни «Smells Like Teen Spirit». Именно она является первым гимном эпохи гранжа, которому уступила «Touch Me I’m Sick».

Nevermind

Появление песни вызвало взрыв в молодежном сознании Америки — ее драйв и легкость, а также верная передача мыслей американских подростков 90-х, позволяют «Nirvana» моментально стать носителем голоса поколения.

Люди начинают слушать и исполнять гранж, всевозможные газеты, журналы и музыкальные (а иногда и не только) каналы пестрят интервью с представителями гранж сцены, а модели представляют новую моду сезона — рваные джинсы, длинные свитера и поношеные кеды «Converse».

Гранж группы целыми сутками крутят по MTV, они просачиваются даже в развлекательные шоу (правда этот выпуск был создан уже после 1993 года).

По всей Америке появляются подростки, которые одевают подобную их кумирам одежду и отвергают все то, что от них ожидает общество — они просто хотят хорошо провести время под любимую музыку.

Фанаты на концерте "Nirvana" в 1990 году
Фанаты на концерте «Nirvana» в 1990 году

Все эти события, приключившиеся с музыкантами после 1991 года: переход от маленьких клубов (как на фотографии сверху) к огромным стадионам и фестивалям вроде «Pinkpop» или «Reading», смена прыгающих со сцены фанатов оградительными решетками, постоянное присутствие менеджеров, не дающие покоя журналисты, разглашающие при каждой возможности личные проблемы и пристрастие к наркотикам, все это влияет на гранж двояко. С одной стороны — популярность стиля стимулирует его расцвет, а увеличившаяся финансовая возможность музыкантов и лейблов способствует развитию новых интересных проектов. С другой стороны — постоянное внимание разрушает личности музыкантов, а поступающие выгодные предложения и строгий надзор лейблов и менеджеров влияют на творчество (в частности, Курт Кобейн — лидер «Nirvana» обвинял Эдди Веддера — лидера «Pearl Jam» в том, что он легко продается продюсерам). Также терялась сама суть гранжа — атмосфера маленьких клубов без всяких преград между фанатами и музыкантами. Теперь, вместо выброса бешеной энергии, группе приходилось стоять в гордом одиночестве на сцене и красоваться, а именно таких музыкантов с таким поведением на сцене (Guns N’ Roses, Фил Коллинз, U2, Брюс Спрингстин), гранжеры всегда ненавидели. И вот, по иронии судьбы, они сами становятся такими же. Все это видно на видео ниже — уставшие музыканты из «Nirvana», выступающие на модном мероприятии и сидящие хлопающие слушатели вокруг.

Апогей разрушения гранжа наступил после смерти Курта Кобейна в 1994 году. После этого популярность направления падает, пока не исчезает совсем.

Cobain
Последним из ярких выступлений «Nirvana» было выступление на шоу «MTV Unplugged» в Нью-Йорке. Это было не просто магическое выступление — это была точка, которой завершилась вся революционная музыкальная история XX века. Последняя исполненная песня на этом выступлении была «Where Did You Sleep Last Night» — кавер на блюз Хадди «Лидбелли» Ледбеттера.

Даже на сегодняшний день, гранж считается последней мощной волной, которая потрясла весь музыкальный мир. Конечно, ему на смену приходит мода на английский брит-рок, ню-метал и пост-гранж (последнее — весьма сомнительное направление, аналог поп-панка, только тяжелее), но ничего больше не вызывало такого радикального изменения положения вещей, как в свое время вызвали рокабилли, панки, гранжеры и другие революционные музыкальные направления.

По сути, гранж был тем же панком, только обновленным, более мощным и немного с примесью от других стилей. Одно различает тех и тех: панки были отчаявшимися молодыми людьми, собиравшиеся в круг себе подобных, чтобы вместе саморазрушаться, когда же гранжеры были веселыми романтиками, без политической, националистической, расисткой, сексисткой и гомофобной подоплеки, которые наплевали на внешний мир и собирались вместе, чтобы просто почувствовать себя счастливыми.

 

 

Текст частично основан на дипломе литературного деятеля Алекса Керви.

http://vookstock.narod.ru/diplom.html

1 голос

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий