Субкультуры и музыка США XX века. Пятидесятые: Rock me, rock me, rock me all night long

Ритм-н-блюз

Эра ритм-н-блюза — одна из важнейших в истории музыки, ведь именно ритм-н-блюз синтезировал в себе весь драйв появившихся до него музыкальных направлений и смешал его с глубиной дельта-блюза. Это новое направление, появившиеся в 40-х — 50-х годах, образовалось очень просто — инструменты подключили к усилителям, и, взяв элементы от новых направлений, попытались сыграть старый добрый дельта-блюз. Таким образом, у блюза открылось второе дыхание, а, свинг, и так чуть подзабытый из-за би-бопа, хард-бопа и кул-джаза, отходит на второй план. Популярные ритм-н-блюз исполнители:

Повзрослевший Мадди Уотерс

 

Howlin' Wolf. Ниже "Smokestack Lightnin'
Howlin’ Wolf. Ниже «Smokestack Lightnin’

 

Литтл Волтер. Ниже "Fast Boogie"
Литтл Волтер. Ниже «Fast Boogie»

 

Джуниор Вэлс. Ниже "All Night Long"
Джуниор Вэлс. Ниже «All Night Long»

Крупнейшая фигура блюза — Би Би Кинг.

Чак Берри

Многие из этих музыкантов записывались на Chess Records — знаменитой студии звукозаписи Леонарда и Фила Чессов, благодаря которой мир узнал, что такое ритм-н-блюз.

Фил (слева) и Леонард (по центру) Чесс
Фил (слева) и Леонард (по центру) Чесс

Ритм-н-блюз хорошо отметился в массовой культуре: про историю знакомства ритм-н-блюзменов с, в данном случае, Леонардом Чессом, снят фильм — «Cadillac Records» (весьма посредственный — легенды блюза там изображены избалованными мальчишками), а их песни или описание их музыки есть в большинстве фильмов, постановок или книг, содержание которых касается 50-х. Хороший пример — версия знаменитой песни «Johnny B. Goode» Чака Берри в исполнении Марти Макфлая в фильме «Назад в Будущее».

Ритм-н-блюз — бесценное явление. Это движение обозначило эру, когда традиционная афроамериканская музыка постепенно уступает новому, смешанному с кантри движению — рок-н-роллу.

Рокабилли

Draw the Line

Представьте себе американский юг начала 50-х. Технический прогресс идет во всю — повсюду шумит радио и телевидение, а города расширяются и превращаются в города будущего. Все информативные источники пестрят информацией о глобальном прогрессе, мировых событиях и заодно информацией о внутренней жизни США, которая обязательно содержит новости о новых музыкальных движениях. Белые молодые люди, находясь на юге, куда весь этот прогресс, не так быстро, но тоже доходит, понимают, что перспектива оставаться простыми сельскими парнями или девушками — не вызывает симпатии. Таким образом, быстро смешав все, что они могли услышать (а популярны тогда были блюграсс и ритм-н-блюз) они создают свое собственное, преимущественно белое движение, с громким названием «рокабилли».

Позже, совокупность рокабилли и быстрого ритм-н-блюза (Чак Берри, Литтл Ричард) стали называть рок-н-роллом.

Литтл Ричард

 

В целом, рокабилли — это синтез двух американских музыкальных культур — белой и черной. Что-то взяв от кантри, что-то от ритм-н-блюза, молодые люди добавляют в свою музыку драйв, страсть и, заметно упрощенный, легкий способ игры. В результате получается легендарная фигура рок-н-ролла Элвис Пресли.

Другие популярные исполнители рокабилли:

Карл Перкинс

Джерри Ли Льюис

Джонни Кэш

Есть даже их совместные записи. Свою супергруппу они тогда назвали «The Million Dollar Quartet».

Million Dollar Quartet
Песня называется «Just a little talk with Jesus».

Позже появляются еще несколько знаменитых музыкантов эры рокабилли, например:

Билл Хэйли, написавший самую продаваемую поп-песню в истории.

 

Улыбчивый Бади Холли. Ниже "That'll be the Day"
Улыбчивый Бади Холли. Ниже «That’ll be the Day»

В мире кино становится популярным Джеймс Дин, фильм «Бунтарь без причины» с ним, в главной роли, собирает полные залы (видео не из фильма).

Рокабилли была альтернативой для молодежи — взрослое население чаще слушало джаз и эстраду (последнее явление также стало очень популярным в 50-х, однако, эстрада ничего особенного из себя не представляла — тексты про любовь, гладкий вокал, легкая оркестровая музыка). Соответственно, молодежь стала подражать своим кумирам. Так появляется новая субкультура рок-н-ролльщиков, получившая такое же название, как и музыкальное движение — «рокабилли».

Парни выглядели примерно как Джонни Депп в фильме "Плакса"
Парни выглядели примерно как Джонни Депп в фильме «Плакса»

 

Примерно так выглядели девушки. Татуировки и пирсинг появились позже.
Примерно так выглядели девушки. Только без татуировок и пирсинга.

Cубкультура, как и другие движения, появилась из стремления молодых людей к бунту. Для них объектами чего-то «неправильного» стали собственные родители, школа, консервативные взгляды — все то, что стремилось к «нормальному». Это стремление к бунту отражается в либеральных взглядах на секс, наркотики, выбор образа жизни, а также в драйве принадлежащей субкультуре музыки.

Мэрилин Монро. Ниже "I Wanna Be Loved By You"
Мэрилин Монро — самый яркий представитель американской эстрады 50-х. Ниже «I Wanna Be Loved by You»

Поскольку рокабилли было смесью афроамериканских традиций и традиций кантри, то и стиль в одежде был смешанным. Представители субкультуры могли носить костюмы и платья или могли носить одежду кантри стиля. Это было связано также с тем, что молодые люди ориентировались на своих героев, а Пресли, например, мог сегодня выйти в широком белом пиджаке, а завтра в кожаной куртке. Позже, этот микс разбавляется, поскольку складываются два противоположных друг другу лагеря: «квадраты» — чистенькие дети из благополучных семей, которые слушали эстраду и «хиллбилльщики» или «грязнули», которые были выходцами из неблагополучных районов и вели более развязный образ жизни. Вражда хорошо обыгрывается в фильме «Плакса».

Cry Baby Singing

Если сравнивать все музыкальные направления появившиеся со времен регтайма, джаза, блюза и кантри с винтиками. то рокабилли — это сделанные из них часы, стрелки которых, передвигаясь, создавали все новые и новые направления.

 Байкеры

Байкер 50-х
Байкер 50-х

Субкультура байкеров возникает в послевоенной Америке. Привыкшие к непостоянной и полной адреналина жизни солдаты, возвратившись в американский консерватизм середины XX века, наряду со своей отсталостью в социальной жизни находят серость и упорядоченность людей как во внешнем виде, так и в повседневных делах. Желание выделиться совпадает с желанием бывших солдат выплеснуть энергию, и, на дорогах Америки появляются байкеры, чей образ жизни заключался в постоянном движении. Поэтому они выбирают мотоцикл не только как транспорт, но как и символ их стремления двигаться вперед.

Изначально позиционируя себя, как членов агрессивной субкультуры, байкеры вносили все больше и больше враждебных и вызывающих элементов в свой внешних вид. В 70-х среди байкеров появляется нацистская символика, что, однако, странно, поскольку люди, положившие начало субкультуре — вернувшиеся солдаты с Западного фронта.

Объяснение, вероятно, заключается в том, что нацистская символика служила для того, чтобы бросить вызов обществу, а не для обозначения придерживаемой идеологии
Объяснение, вероятно, заключается в том, что нацистская символика служила для того, чтобы бросить вызов обществу, а не для обозначения придерживаемой идеологии

Большинство американских байкеров, несмотря на склонность к символам Германской империи и фашистской Германии — патриоты. Также субкультура отличается враждебностью ко всем меньшинствам, а также отрицанием равноправия женщин. Поэтому, во внешнем виде байкеров часто можно видеть флаг Конфедерации и расистские символы. К слову, байкеры чтут свое происхождение — неотъемлемая деталь одежды представителей субкультуры — кожаная куртка, взята из униформы американских летчиков. (Хотя сейчас это, скорее инерция.)

Harley Davidson раскрашенный в флаг Конфедерации
Harley Davidson раскрашенный в флаг Конфедерации

Субкультура байкеров одна из самых стойких субкультур — с 50-х она существует до сих пор, и, даже процветает. Однако, с развитием социальных отношений в Америке, субкультура все больше становится просто хобби, а сами байкеры уже вселяют не страх, а только раздражение, поскольку слишком стараются привлечь внимание шумом и выхлопными газами из мотоциклов. Поэтому, байкеров часто высмеивают, как, например, в сатиритическом мультфильме «Южный Парк».

Серферы

Серферы — самая незадачливая субкультура. Их основная идея заключается в том, чтобы ни о чем не волноваться и целыми днями отдыхать на пляже, в основном катаясь на серфинговых досках.

Surfers
Серферы в 50-х

Причины возникновения кроются все в том-же — в стремлении молодежи отделиться от общей толпы и создать что-то свое. Как и другие субкультуры они выбирают место, куда можно сбежать — пляж. А значит одежда и увлечения у них был пляжными: вместо кожаных курток и ковбойских шляп — цветастые рубашки и шорты, вместо мотоциклов — доски для серфинга, вместо джаза, блюза, кантри или рок-н-ролла — легкая пляжная музыка (которая произошла от всего перечисленного). Однако, музыка относится уже к следующему десятилетию — 60-ым. Тогда возникает группа, играющая «пляжный» рок, с говорящим названием «The Beach Boys».

Beach Boys во всей красе. Ниже их песня "Surfin' USA"
Beach Boys во всей красе. Ниже их песня «Surfin’ USA»

Вторая половина века начинается с великих преобразований. Джаз, блюз и кантри перестают быть единственной альтернативой и новая, драйвовая, ни на что не похожая музыка распространяется по всему миру, в частности — в Великобританию, чтобы в следующем десятилетии вернутся в Америку. Но это уже будущее, а тогда, в 50-х, мир стоял в преддверии новых открытий и еще не представлял, как все изменится.

 

 

Текст частично основан на дипломе литературного деятеля Алекса Керви.

http://vookstock.narod.ru/diplom.html

1 голос

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий