Влияние технологий на развитие американского кинематографа

18 декабря 2015

904_2

Американская киноиндустрия  быстро осваивала новые средства выразительности с помощью технологий. Поле кино было местом экспериментов, где звуковое кино заменило немое, цветное заменило черно-белое, обычный экран растянулся до широкого( с 35 м до 70 м) и т.д. В какой-то мере американские кинематографисты даже быстрее осваивали технологические новшества, чем их зарубежные коллеги. Так Юрий Лотман, рассказывая о  советском режиссере Сергее Михайловиче Эйзенштейне , подметил его восхищение, когда он увидел свои ленты на более крупных в ту пору зарубежных экранах в том числе и на американских.

 Монтаж.

Первоначально кино воспринималось как зрителями, так и новоиспеченными режиссерами как мелкая форма развлечения. Все это исходило из того, что многие пионеры кино не имели никакого должного образования в сфере режиссуры. Но были и те, кто стремился сделать из кино новый вид искусства. Дэвид Уолд Гриффит развеял миф о несостоятельности кино, как отпрыска театрального искусства. В своем первом полнометражном фильме «Рождение Нации» Гриффит открыл монтаж по новому- из обычной склейки кадров монтаж превратился в творческий процесс, где режиссер подобно художнику создавал на  «полотне» свое виденье реальности. Он добился этого через композицию и гармонию кадров. Гриффита часто называют отцом кинематографа, создателем грамматики кино, гением монтажа — пожалуй, с этим трудно не согласиться.

к/ф. Рождение нации 1915
х/ф. Рождение нации 1915

Режиссеры, не имея возможности рассказать «свою» историю с помощью слов, учились говорить через визуальные образы. Это такие специфические приемы как крупные, средние и дальние планы, съёмка движения, резкие наплывы, в том числе это использование новых технологий как диафрагма объектива или ирисовая диафрагма( разновидность апературной диафрагмы, позволяющая регулировать относительное отверстие объектива, то есть диаметр проходящих через него пучков света).

Ирисовая диафрагма
Ирисовая диафрагма
Пример использования ирисовой диафрагмы
Пример использования ирисовой диафрагмы

Довольно многим известен экспериментальный фильм Дзига Вертова  «Человек с киноаппаратом» 1929 года , где он, используя разные виды монтажа, пытается доказать способности передачи смысла только средствами кинематографа. Он вроде как применяет самые последние достижения мысли в этой сфере.

Человек с киноаппаратом 1929 г.
Человек с киноаппаратом 1929 г.
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но посмотрите, что делает Сесил Демилль за несколько лет до этого в своем фильме «Десять заповедей» 1923 года

 А Фридрих Вильгельм Мурнау в фильме «Восход Солнца» 1927 года( кстати получивший оскар  на первой церемонии вручения этой премии с формулировкой «За выдающиеся постановочные достоинства»).

Я не в коем случае не принижаю заслуги советского специалиста, польского происхождения, но американские достижения в монтажном искусстве действительно впечатляют. Монтаж стал первым инструментом режиссеров в их творческом процессе. Поэтому не удивительно, что полвека спустя Стэнли Кубрик будет говорить, что монтаж возможно то, «что делает кино оригинальным, непохожим не на один из видов искусства».

Звуковое кино.

С приходом звука немое кино довольно быстро отмирает, оставив после себя огромное количество неотразимых образов. Но звуковое кино не только было новым способом выражения мысли автора фильмов, но и это было болезненная перемена, с которой некоторые не смогли справиться. Актеры и режиссеры привыкли передавать свой замысел через пантомимы, через движения, а тут появился звук, который заставил их поменять некоторые аспекты съемки. Так историки кино утверждают, что в те годы кино перестало двигаться. Это произошло из-за того, что радиочувствительность микрофона была низкой, и актерам приходилось стоять на месте, чтобы их было слышно. В данном кадре микрофон находится в лампе, а актеры на протяжении некоторого времени стоят на месте и разговаривают.

Анна Кристи 1930 год реж. Клэренс Браун
Анна Кристи 1930 год реж. Клэренс Браун

Также некоторым актерам пришлось уйти из кино, потому что их голос не соответствовал звуковому кино. Другими словами, они могли визуализировать слова, но были не способны «говорить».

Однако, несмотря на все сложности, были  и те, кто заставлял  камеру двигаться. Так в фильме «Ее мужчина»  1930 года режиссера Тея Гарнетта камера движется вместе с главным героем.

Через некоторое время звук становится неотъемлемой частью кино. Режиссеры научатся им пользоваться, преобразовав в еще одно средство выразительности. Топот заключенных как каких-то машин дает большей эффект их безжизненности. Фильм «Казенный дом» Джорджа Хилла 1930 год.

Цветовое кино. Трехслойная пленка.

Первый цветной фильм вышел еще в двадцатые  годы, но он отличался низким качеством, а также отсутствием синего цвета( только красно-зеленая гамма), поэтому он слабо привлекал зрителей.

Десять Заповедей 1923 г
Десять Заповедей 1923 г

Первый полноценный цветной фильм вышел в 1935 году под названием «Бекки Шарп» американского режиссёра армянского происхождения Рубена Мамуляна,этот год и принято считать годом появления цветного кино.

Цвет стал еще одним инструментом в руках режиссера. Они знали что цвет может создать нужную атмосферу. Так в фильме «Джонни Гитара» режиссер Николас Рэй использует цвет для усиления драматичности событий, одев положительных героев в белое, а отрицательных в темное. Плюс создав обманчивую уютность здания, где разыгрываются главные события.

dt.main.ce.Stream

900__johnny_guitar_blu-ray_x05_

joan-crawford-2-johnny-guitar1

Широкоформатный экран.

Еще одним новшеством стал новый формат экрана ( 1,66:1; 1,85:1). Поначалу широкоформатный экран был коммерческим шагом для привлечения зрителя в кинотеатры, так как в тот период все больше и больше людей подсаживалось на телевидение. Многие кинорежиссеры противились новшеству, но как всегда через некоторое время они по настоящему оценили этот новый для них холст. Первым широкоформатным фильмом был «Шейн»  1953 год режиссера Джорджа Стивенсона.

Шейн 1953 год
Шейн 1953 год

Широкий формат экрана позволил по новому взглянуть на такие жанры как вестерн и эпопея, где зритель мог наблюдать всю объемность действия на экране.

Падение Римской Империи реж. Энтони Манн 1964
Падение Римской Империи реж. Энтони Манн 1964 год

Цифровое кино.

Цифровой кинематограф пришел на замену устаревшей кинопленке. Это позволило в несколько раз уменьшить съемочные издержки. Например уже не требовалось нанимать двух тысячную группу массовки для определенных кадров. Можно было взять с десяток человек, которых с помощью компьютерной графики размножат в несколько раз. То есть вы добиваетесь того же эффекта только в десять раз дешевле. Это был прорыв в области технологий кино, а его родителем стал Стэнли Кубрик, который одним из первых соединил камеру и компьютер для создания спецэффектов в его фильме «Космическая одиссея: 2001» 1968 года.

Космическая одиссея: 2001
Космическая одиссея: 2001

Таким образом, я перечислил основные технологии, которые привели к развитию кинематографа. Конечно, наверно следовало сказать о смешанных технологиях, применяемых в конце 80-х для создания таких фильмов как «Терминатор», а также новый формат 3D. Но на мой субъективный взгляд данные новинки не обладали той степенью давления на развитие и усовершенствование киносъемки. В принципе технологии способствовали кино, хотя часто воспринимались агрессивно, а иногда становились злым роком для режиссеров и актеров. Некоторые режиссеры не справлялись с изменяющийся реальностью и уходили в безызвестность. Кино работало для зрителя и зритель оставался доволен, несмотря на все недовольства режиссеров.

7 голосов

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий