Генри Коммаджер

13 апреля 2023

(Henry Steele Commager)
(1902—1998)

Генри Коммаджер
Генри Коммаджер

Генри Коммаджер вошел в историографию как автор многочисленных учебников, популярных очерков по американской истории, редактор сборников документов, которые сегодня признаны классическими. Для Коммаджера всегда была очевидна связь исторических событий с современностью, он видел в изучении истории важнейшее средство гражданского образования и просвещения. Являясь приверженцем политических взглядов Т. Джефферсона, Коммаджер считал, что в свободном обществе людям не должен навязываться какой-то строй мыслей, им надо дать доступ к информации и предоставить возможность самостоятельно рассуждать и принимать решения.

Молодость Коммаджера прошла в Чикаго, после получения докторской степени в Чикагском университете он преподавал историю в Нью-Йоркском (1926—1938), Колумбийском (1939—1956) университетах и Амхерст колледже (1956—1972). Одна из первых книг, опубликованных Коммаджером, стала и наиболее известной («Рост Американской республики», 1930). Этот университетский учебник был написан вместе с известным к тому времени историком С. Морисоном, и представлял собой переработанный текст морисоновской «Оксфордской истории американского народа» (1927). По мнению критиков, вклад Коммаджера в переработку текста был существенным и весьма положительным, из книги ушла портившая ее «новоанглийская перспектива», выходец со Среднего Запада Коммаджер дополнил изложение сюжетами, связанными с развитием южных и западных штатов.

С 1934 по 1958 гг. Коммаджер, движимый своей идеей об историческом просвещении американцев, публикует пять сборников исторических источников, направленных на массового читателя, с поясняющими комментариями и иллюстрациями. Считается, что в наибольшей степени ему удалась первая подборка, «Документы американской истории» (1934), которая с тех пор стала хрестоматийной.

Среди многочисленных книг, опубликованных Коммаджером, трудно отыскать строго научные, предназначенные для коллег-профессионалов. Даже если он обращался к жанру исторической монографии (например, в книге «Джефферсон, национализм и просвещение», 1975), исследование было связано не столько с задачами исторической реконструкции, сколько с философской оценкой исторической роли «отцов-основателей». Все перипетии общественно-политического развития США во второй половине 20 в. (проблема политической лояльности, маккартизм, движение за гражданские права, война во Вьетнаме, кризис доверия к власти в 1970-е гг.) находили отражение в книгах и статьях Коммаджера, в которых он пытался дать историческую перспективу современных событий. Чаще всего, Коммаджеру приходилось констатировать, что современные политики действуют вразрез с принципами «отцов-основателей» американской республики. Критикуя «клятвы лояльности» и изгнание из университетов профессоров-коммунистов в 1940—1950-е гг. Коммаджер писал: «Самая большая опасность заключается не в том, что наша общественная мысль станет чересчур разнородной или, наоборот, ортодоксальной, а в том, что она в таких условиях исчезнет вообще».

До 1950-х гг., когда Верховный суд США сыграл столь положительную роль в продвижении гражданских прав и свобод, Коммаджер был убежденным противником чрезмерного усиления этой ветви власти, заметного по ходу американской истории. В книге «Правление большинства и права меньшинства» (1943) Коммаджер приводил многочисленные примеры того, как вмешательство Верховного суда вставало на пути освобождения и наделения правами чернокожих американцев, введения мер социальной защиты рабочих, фермеров и т. п. По его мнению, расширение прав и свобод в принципе не может исходить от «просвещенной элиты», только законодательные органы власти, базирующиеся на широком народном представительстве способны решить эту задачу.

Либертарианские взгляды Коммаджера часто порождали вполне обоснованную критику, однако научная квалификация и широта его исторических познаний не подвергались сомнению. Избранная стезя публициста и популяризатора истории вряд ли позволяла Коммаджеру претендовать на «новое слово» в исторической науке, открытие каких-то «новых горизонтов». Однако в качестве «ученого-просветителя» он может считаться одним из выдающихся американских историков 20 в., серьезно продвинувшим дело распространения исторических знаний.

0 голосов

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий