(Herbert Baxter Adams)
(1850—1901)
Выходец из Новой Англии, Герберт Б. Адамс не принадлежал к знаменитому «клану Адамсов», давшему Америке двух президентов и нескольких известных политиков и литераторов. Его родители были людьми скромного достатка и образования, однако приложили все усилия для того, чтобы дать образование своим детям.
После окончания Амхерст колледжа в 1873 г. Адамс заслужил право продолжить образование в Германии. Гейдельбергский университет в середине 1870-х гг. произвел на молодого американца неизгладимое впечатление. Вернувшись в США, и приступив к преподавательской работе в университете Джонса Гопкинса, Адамс стал одним из основных проводников «германского влияния» в американской историографии
Германская историческая наука в это время держалась на трех «китах»: критическом методе, «органической» теории происхождения государства (которая, в отличие от теории «общественного договора», определяла в качестве первостепенного фактора в создании политических институтов не свободную волю людей, а воздействие географической среды, «почвы» и формирующихся на ней традиций) и «тевтонской» теории, гласящей, что корни современных европейских обществ следует искать в полумифической древнегерманской общине. Сходство социально-политических институтов разных стран «тевтонцы» были склонны объяснять через расовое, «арийское» единство населяющих их народов, и уже тогда ходили разговоры об «особом политическом предназначении» арийской расы, которая в сфере политики должна была повторить успехи семитов в сфере религиозной. Адамс, попав под сильное влияние германских профессоров, попытался приложить их тезисы к американской истории.
Итогом стала серия публикаций, наибольшую известность из которых приобрела монография «Германское происхождение городов Новой Англии» (1882). В ней, как следует из названия, Адамс обосновывал точку зрения, согласно которой не только немецкие и английские, но и американские политические институты восходят к древнегерманскому, «тевтонскому» прототипу.
При всей своей логической привлекательности и соответствии «духу эпохи», с ее позитивизмом и социал-дарвинизмом, «тевтонская» теория в Америке не прижилась. Методологической актуальности оказалось недостаточно для преодоления «национального» тренда в исторической мысли, вступающего в противоречие с тезисом о несамостоятельном происхождении базовых американских политических ценностей.
Однако роль Герберта Адамса в американской историографии вовсе не исчерпывается «тевтонской теорией». Адамса считают одной из ключевых фигур в процессе трансформации американского исторического знания от «литературной» к «научной» стадии. Академические подходы также были заимствованы Адамсом у его немецких учителей. Уже сама форма монографических исследований, которые выходили из под пера Адамса, являлась для того времени революционной и новаторской. До Адамса большинство американских историков полагали, что историческое сочинение — это просто одна из форм литературной беллетристики, и при их написании следует руководствоваться, прежде всего, общепризнанными литературными стандартами. Адамс, не отказываясь полностью от литературных «красот», однозначно сместил акцент в сторону стандартов научных, построения текста в соответствии с избранной научной методологией.
Руководя семинаром для магистрантов в университете Джонса Гопкинса он прививал им «критический» метод, учил грамотной работе с источниками, приветствовал аналитическое построение собственных исследований. Известнейшие историки рубежа 19 — 20 вв. Ф. Тернер, Ч. Эндрюс, В. Вильсон (будущий президент США) участвовали в работе этого семинара и считали себя учениками Адамса.
Г. Б. Адамс являлся одним из инициаторов и главных участников создания в 1883—1884 гг. Американской исторической ассоциации (АИА), которая по сей день остается главной профессиональной ассоциацией американских историков. В течение первых 15 лет существования АИА Адамс являлся ее ученым секретарем.
В современных историографических обзорах Адамсу не часто уделяется специальное внимание, авторы обычно ограничиваются парой фраз о том, что «тевтонская теория» была полностью опровергнута последующими поколениями исследователей. Однако его организационные усилия, роль главного координатора профессиональной корпорации американских историков в период ее формирования, заставляют вспоминать Адамса и ссылаться на его высказывания по поводу всех сколь-нибудь значимых процессов в исторической науке США последних десятилетий 19 в. Тяжелая болезнь и преждевременная смерть в 1901 г. не позволили Герберту Адамсу довести свою карьеру до логического завершения и возглавить университет Джонса Гопкинса, которому он посвятил всю свою профессиональную биографию и с которым ассоциируется именно то научное, академическое направление в развитии американского высшего образования, которое Г. Адамс, по сути дела, олицетворял.
Ваш комментарий будет первым