Американцы от использования понятия «национальная идея», как правило, воздерживаются. Средоточием высших ценностей американского государства обычно выступает «американская мечта».
Во многом именно эта «мечта» создала Америку, не только как главный геополитический центр современного мира, но и как законодателя ценностей. «Американская мечта, — писал создатель нового политического словаря, видный журналист и спичрайтер Р. Никсона Уильям Сэфайр, — идеал свободы или возможностей, который был сформулирован “отцами-основателями”, — духовная мать нации. Если американская система – это скелет американской политики, то американская мечта – ее душа».
Итак, триада национальных интересов США выстраивается в следующей последовательности: «американская мечта» — «американская система» — «американская политика».
В США нет федеральных (общегосударственных) праздников. Каждый из 50 штатов индивидуально провозглашает свои праздники. Однако, на практике в большинстве штатов отмечаются федеральные («официальные» или «государственные») праздники, хотя по закону президент и Конгресс вводят праздничные дни только для государственных служащих федерального правительства. Федеральным правительством провозглашены следующие десять праздничных дней в году: Новый Год, День Мартина Лютера Кинга, День президентов (День рождения Джорджа Вашингтона), День поминовения, День независимости, День труда, День Колумба, День ветеранов, День благодарения Рождество.
День независимости (Independence Day) считается днем рождения Соединенных Штатов как свободной и независимой страны. Большинство американцев называют этот праздник просто по его дате — Четвертое июля (Fourth of July).
В настоящее время национальный праздник Четвертого июля насыщен фейерверками, пикниками и другими мероприятиями на открытом воздухе, а также концертами и патриотическими речами, фестивалями и историческими реконструкциями.
Американцы испытывают гордость за свою конституцию, почти религиозное благоговение перед ней, которое исходит из сознания того, что эти идеалы, права и свободы не были дарованы им малочисленным правящим классом. Их скорее рассматривают как естественные, неотъемлемые права каждого американца, за которые они боролись и которые завоевали. Их не может отнять никто: ни правительство, ни суд, ни закон.
Созданные на основе конституции федеральное правительство и власти штатов предназначались, таким образом, для служения народу и выполнения воли большинства, а не меньшинства. Чего американцы не хотели — это быть «подданными». Они, наоборот, считали, что правительства должны служить им к что политические деятели и чиновники являются лишь слугами народа. Такой подход и сегодня преобладает среди американцев.
По конституции высшая власть в США не дана ни президенту (глава исполнительной власти), ни конгрессу (законодательная власть), ни Верховному суду (судебная власть), ни (в отличие от многих других стран) какой-либо политической группировке или партии. Согласно духу и букве конституции она принадлежит тому, о ком в ней сказано «мы, народ».
Таким образом, американцы первыми обрели политические свободы и права для всех — привилегия, которой в других странах обладала лишь немногочисленная элита. Американцы сами вершили свои дела в собственных интересах, принимая законы через своих представителей. И конечно же они сами делали свои собственные ошибки.
Пятьдесят штатов различаются между собой по площади, численности населения, климату, экономике, истории и интересам. Соответственно и их правительства не всегда одинаково решают политические, экономические и социальные вопросы, из-за чего штаты стали называться «лабораториями демократии». Они, однако, имеют одно и то же политическое устройство. В каждом штате существует республиканская форма правления со своим сенатом и палатой представителей. (Единственное исключение — штат Небраска, где имеется лишь одна законодательная палата, состоящая из 49 «сенаторов».)
На американцев редко производят впечатление правительственные чиновники (они могут симпатизировать даже людям королевской крови, если это не их короли). Они не доверяют тем, кто именует себя экспертами. Они не любят, когда им приказывают что-либо делать. Начиная с Войны за независимость 1775—1783 гг. и вплоть до Гражданской войны 1861—1865 гг. солдаты нередко сами избирали офицеров. В американских кинофильмах, художественной литературе и телесериалах часто фигурируют коррумпированные политики и некомпетентные чиновники. Если кто-то хочет стать президентом, то он для этого не годится, говорят американцы с усмешкой. Их репортеры и журналисты, в том числе телевизионные, известны всему миру как «не демонстрирующие должного уважения» к государственным деятелям, своим и чужим. Как отмечают многие иностранные наблюдатели, американцы просто терпеть не могут власти над собой.
В США много очень богатых и очень бедных, есть демократы, республиканцы, социалисты, коммунисты и люди, которые не признают никакую государственную власть. Есть хорошо образованные открытые люди, интересующиеся культурой многих стран.
Ваш комментарий будет первым