(John Hope Franklin)
(1915—2009)
Упорным трудом и блестящими научными результатами Дж. Франклин заслужил право на равных с белыми коллегами войти в корпорацию американских историков, а со временем, по мере успехов движения за гражданские права, в котором он активно участвовал, превратился в одного из самых титулованных и уважаемых в стране ученых и общественных деятелей.
Биография Дж. Франклина — классический пример борьбы за самоутверждение при тяжелейших стартовых условиях. Детство Франклина прошло в бедном городке «для черных» в штате Оклахома; только благодаря выдающимся успехам в учебе ему удалось получить стипендию для обучения в «черном» колледже, а затем, по протекции и на средства профессора истории Т. Карриера, он стал первым чернокожим студентом магистратуры исторического факультета Гарварда (Карриер впоследствии шутил, что заплаченные им за Франклина 500 долларов оказались самым удачным в его жизни вложением капитала).
Хотя практически во всех своих двенадцати книгах Франклин освещал различные аспекты истории афроамериканцев, он предпочитал называть себя не историком чернокожих, а историком «американского Юга». Франклину, в силу понятных обстоятельств, постоянно приходилось доказывать, что его разоблачения некоторых исторических мифов основываются не на желании обеспечить «расовую справедливость», а на показаниях исторических источников и объективном анализе.
Наиболее известные книги Франклина это: «От рабства к свободе: история американских негров» (1947), «Воюющий Юг, 1800—1860» (1956) и «Реконструкция после Гражданской войны» (1961). Многие десятилетия Франклин потратил также на исследование биографии своего предшественника, первого негритянского историка Джорджа Вашингтона Уильямса, который издал двухтомную «Историю негритянской расы в Америке» еще в 1883 г. Биография Уильямса была опубликована Франклином в 1985 г.
В чем же заключается вклад Дж. Франклина в изучение американской истории? Во-первых, Дж. Франклину удалось доказать, что чернокожие рабы до Гражданской войны не были смирившимися со своей участью пассивными наблюдателями происходящего. Независимо от противоречий белых элит Юга и Севера в недрах системы плантационного рабства назревал конфликт, который выплеснулся бы наружу даже при условии сохранения в США мира между секциями. Во-вторых, Франклин показал, что период Реконструкции вовсе не был временем «черного правления», когда, как утверждали белые историки-традиционалисты, невежественные бывшие рабы, опираясь на штыки северных армий и поддержку «карпетбеггеров», захватили власть и ввергли южные штаты в пучину хаоса. По Франклину получалось, что никакого «черного правления» не было, южные элиты, в основном, власть сохранили, а основная угроза демократии исходила не от освобожденных рабов, а экстремистских белых организаций, типа Ку-Клукс-Клана. Там же, где радикальные правительства действительно сумели приобрести некоторое влияние, результаты их деятельности были скорее положительными, в частности настоящий прорыв произошел в сфере обеспечения доступа широких кругов белого и чернокожего населения к бесплатному школьному образованию.
Лейтмотивом всех исследований Дж. Франклина было стремление показать единство американской истории, неправильность ее деления на «историю белых» и «историю черных». За подобную «примиренческую» позицию Франклина в 1960-е и 1970-е гг. жестко критиковали радикальные участники движения за гражданские права. Однако для новой дисциплины «Афроамериканские исследования», которая переживала в США в последние десятилетия 20 в. настоящий бум, труды Франклина имели и имеют значение основополагающих и классических.
Академическая карьера Франклина складывалась поначалу весьма непросто, выпускнику Гарварда пришлось работать в колледже «для черных» в С. Каролине, однако затем книги и общественная деятельность (в частности, работа историком-консультатнтом Верховного суда в ходе разбирательства знаменитого дела 1954 г. «Браун против комитета образования») обеспечили Франклину известность и авторитет, и в 1956 г. он стал деканом исторического факультета Бруклинского колледжа (чернокожий возглавил факультет, состоящий из 52 белых историков; сообщение об этом событии было опубликовано на первой странице Нью-Йорк Таймс). Впоследствии Франклин почти двадцать лет (1964—1982) проработал в Чикагском университете, активно занимаясь общественной деятельностью и путешествуя по миру. Различные университеты и научные общества присудили Франклину более 100 почетных степеней, а президент Б. Клинтон назначил его главой советников по расовой политике в своей администрации.
Ваш комментарий будет первым