Несмотря на то, что Соединенные Штаты Америки были основаны (1776) намного позднее важнейших событий в истории европейской живописи, таких, как создание Моны Лизы (1503-1517) Леонардо да Винчи или росписи Сикстинской Капеллы (1508-1512) Микеланджело, государству удалось создать свою коллекцию шедевров. Этот факт может показаться удивительным, ведь, получается, американские живописцы не написали ничего по-настоящему великого, но каким-то образом заполучили ценнейшие предметы искусства и поместили в музеи Америки.
Все дело в том, что при высоком уровне экономики, Соединенные Штаты могли себе позволить покупку многих шедевров XV-XX веков у таких стран, как, например, СССР. Как известно, в 30-е годы XX века в связи со сложной экономической ситуацией СССР занимался продажей произведений значительной художественной ценности. Так, например, в США оказалась «Венера перед зеркалом» кисти Тициана (1555), «Благовещение» Яна ван Эйка (1435), «Мадонна Альба», написанная в 1510 Рафаэлем Санти, и многие другие произведения, до этого принадлежавшие Эрмитажу.
В настоящее время музеи США хранят множество предметов искусства разных периодов, которые порой служат целью туристов, приезжающих в Америку со всего света. Здесь я бы хотела более подробно рассмотреть крупнейшие музеи Америки и выяснить, чем же они отличаются от российских.
Метрополитен-музей в Нью-Йорке (Metropolitan Museum of Art или Met)
Один из крупнейший и четвертый по посещаемости музей мира, находящийся в Нью-Йорке. Хранит богатую коллекцию древневосточного, античного, средневекового, нового западноевропейского и современного искусства. В основу музея легли 174 произведения европейской живописи, среди которых произведения Халса, Ван Дейка, Тьеполо, Пуссена. Интересно заметить, что музей существует на средства спонсоров и дарителей при небольшой государственной поддержке, а что важнее всего – вход в него бесплатный.
В настоящее время музей представляет для обозрения такие известные экспонаты, как :
Национальная галерея искусства (The National Gallery of Art)
Картинная галерея расположена в столице США, Вашингтоне. Галерея основана на базе крупных частных коллекций Эндрю Уильяма Меллона, Лессинга Дж. Розенвальда, Сэмуэла Генри Кресса и более чем 2000 скульптур, картин, предметов декоративного искусства и фарфоровых изделий из коллекции Джозефа Уайденера, а также других коллекционеров. Галерея делится на два здания: в западном хранится богатая коллекция произведений со времен Средневековья до XIX века, в восточном – произведения современного искусства с конца XIX века. Как и в Метрополитен-музей, вход в галерею – бесплатный.
Национальная галерея может похвастаться множеством шедевров мировой живописи:
Музей изящных искусств (Museum of Fine Arts)
Собрание музея является вторым в Северной и Южной Америке, уступая лишь Метрополитен-музею в Нью-Йорке. Музей славится своей коллекцией европейского, египетского и восточного искусства. Имеет богатое собрание американской живописи. Особое внимание нужно уделить одной из самых крупных коллекций французских импрессионистов и постимпрессионистов:
Чикагский институт искусств (Art Institute of Chicago)
Здание Института искусства Чикаго изначально было построено для Всемирной Колумбовской выставки 1893 года в качестве вспомогательного здания для Всемирного конгресса с тем, чтобы передать его институту искусства после закрытия выставки. Музей славится своей обширной коллекцией импрессионистов и американского искусства.
Музей Современного Искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art или MoMA)
Один из первых и наиболее представительных музеев современного искусства в мире, послуживший эталоном для многих других собраний подобного рода. Третий по посещаемости музей в США. В собрание входят произведения, без которых невозможно представить себе искусство XX века :
Главные отличия американских музеев
Как уже упоминалось ранее, многие музеи США содержатся за счет государства (Национальная галерея в Вашингтоне) или спонсоров (Метрополитен-музей в Нью-Йорке). По этой причине туристам не придется раскошеливаться на дорогостоящие билеты, а, что бывает порой важнее и типичнее для крупного музея, – на стояние в очереди на вход.
Посетители отмечают удобную и понятную навигацию по музею: везде можно встретить таблички с указателями направления, где можно найти, скажем, «Портрет почтальона Жозефа Рулена» Винсента Ван Гога.
Кроме того, почти в каждом зале предлагается присесть на удобный диван и расслабиться, наблюдая при этом вокруг себя шедевры мировой культуры.
Что особенно интересно, в музеях можно встретить мольберты: ведь туда приходят не только туристы и школьники, но и студенты художественных вузов, которые могут провести весь день, делая наброски с оригинала того или иного известнейшего произведения.
Приятно, что администрация музея ведет специальную статистику посещаемости, чтобы информировать посетителей о наиболее благоприятном времени для похода в музей.
Подводя итог, хочется сказать, что, безусловно, российским музеям есть куда расти и развиваться в вопросе организации и удобства пространства, но, ни в коем случае, не в вопросе богатства коллекции. А пока, остается лишь заметить, что от Америки не стоит ждать лишь пресловутого поп-арта Энди Уорхола и мало кому понятного современного искусства: туда есть зачем ехать даже самым критичным и притязательным любителям искусства.
Класс!