(Oscar Handlin)
(1915—2011)
Оскар Хандлин родился в семье евреев-иммигрантов из России, и это обстоятельство в значительной степени повлияло на его будущие научные изыскания. Прежде всего, имя Хандлина связывается с его вкладом в изучение истории американской иммиграции, хотя он был очень работоспособным автором, и в период расцвета своих творческих сил издавал новые книги, посвященные разнообразным историческим сюжетам, практически ежегодно.
Широкую известность в академическом сообществе и среди широкой публики Хандлину принесли его первые две крупные публикации: докторская диссертация, изданная в 1941 г. («Бостонские иммигранты»), и написанная более популярным стилем книга «Оторванные от корней» (1951), за которую Хандлин получил Пулитцеровскую премию.
Заслуга Хандлина состояла не только в самом обращении к иммигрантской тематике, которая раньше не привлекала серьезного внимания американских историков (в своем эссе 1922 г. на неразработанность этой проблемы указывал научный руководитель Хандлина в Гарварде, А. Шлезингер-старший), но и в подходе, который использовался молодым исследователем. Хандлин, с одной стороны, подвел под свою работу серьезную теоретическую базу, использовав достижения социологии и антропологии в изучении процессов ассимиляции и аккультурации. С другой стороны, Хандлину удалось рассмотреть иммигрантский опыт не абстрактно-социологически, а почти экзистенциально, через реконструкцию индивидуальных переживаний и мироощущения людей, попавших в незнакомую культурную среду. Для этого он использовал новые типы источников, ранее обделенные вниманием историков — данные переписей населения и иммигрантскую прессу.
Критики обвиняли Хандлина, что он нарисовал слишком мрачную картину, акцентировал внимание на настроениях потерянности и безысходности среди иммигрантов. Однако Хандлин концептуализировал свои выводы несколько иначе — по его мнению, экзистенциальный вызов, стоявший перед каждым из многомиллионной армии иммигрантов, ситуация «Сизифа, катящего свой камень на гору», все это как раз и сформировало лучшие черты характера американцев, и поколение детей и внуков иммигрантов не должно забывать о подлинном фундаменте успеха и процветания американской нации.
Хандлин преподавал американскую социальную историю в Гарвардском университете с 1939 г. и его лекции пользовались среди студентов огромной популярностью. По собственному признанию Хандлина, когда в 1963 г. на курс записались более четырехсот студентов, он принял решение его закрыть, т. к. «социальная история сама по себе вряд ли способна привлечь такое количество желающих ее изучать». Впоследствии Хандлин много внимания уделял публикации исторических источников и библиотечному делу, с 1979 по 1985 гг. занимал пост директора библиотеки Гарвардского университета.
В 1960-е гг. работы Хандлина стали подвергаться критике со стороны левых историков-ревизионистов и представителей «новой социальной истории». Последние, на основании тщательных количественных демографических изысканий, пытались опровергнуть главный тезис Хандлина об экзистенциальном одиночестве иммигрантов, указывая на существенную роль этнических организаций в облегчении процесса аккультурации. В левых историках, Хандлин, вроде бы, должен был видеть своих союзников — ведь они, как и он, акцентировали внимание на изучении «низов» американского общества. Однако ревизионистский взгляд на историю совершенно не устраивал Хандлина, он видел в нем губительную для настоящего ученого политизацию изучаемого объекта.
Политические взгляды самого Хандлина были достаточно консервативны, хотя он, в целом, и одобрял движение за гражданские права 1950—1960-х, но был категорически против этнических и гендерных преференций, считая, что достоинства человека должны оцениваться независимо от его происхождения. Хандлин поддержал Вьетнамскую войну и осудил безрассудство студенческих протестов. Его отношение к Советскому Союзу и коммунистам также всегда было крайне негативным. Важнейшим трудом последних десятилетий его карьеры стала четырехтомная «История Свободы в Америке» (1986—1994).
К этому времени Хандлин стал весьма критично оценивать состояние дел в американской исторической науке, ее чрезмерную специализацию и фрагментацию, что нашло выражение в книге «Истина в истории» (1979).
Ваш комментарий будет первым