Первая многостраничная газета в английских колониях была выпущена в Бостоне 25 сентября 1690 г. – почти через сто лет после прибытия первых европейских переселенцев в Северную Америку. «Publick Occurrences Both Forreign and Domestick» вышла с пустой четвертой страницей: предполагалось, что читатели, прежде чем передать газету следующему любопытствующему, запишут туда известные им новости. Таким образом, эта газета оказалась, помимо прочего, и прототипом современных социальных сетей.
Однако ее история исчерпалась первым выпуском, т.к. губернатор Массачусетской колонии счел содержание недостаточно политкорректным.
Более известна «The Boston News-Letter», издававшаяся с 1704 до 1776 г. До 1715 г. она оставалась единственной постоянной газетой в Северной Америке. Тираж составлял около 300 экземпляров. При этом газета считалась предметом роскоши и даже ее старые номера преподносили в качестве подарка. Содержательно «The Boston News-Letter» представляла собой вырезки из английских газет. Так что европейские новости доходили до американцев с опозданием на несколько месяцев.
Первая оппозиционная газета «The New-England Courant» издавалась в Бостоне в 1721–1726 гг. старшим братом Бенджамин Франклина Джеймсом. Сам Бенджамин работал в этой газете типографским подмастерьем. Оппозиционность «The New-England Courant» была своеобразным маркетинговым ходом: критические тексты лучше продавались. Но издателю приходилось нелегко. В 1723 г. он провел месяц в тюрьме по обвинению в «нарушении общественного мира и спокойствия».
Первым успешным эпизодом борьбы с политической цензурой в Северной Америке принято считать историю, случившуюся в 1735 г. в Нью-Йорке. Издатель газеты «The New York Weekly Journal» Джон Питер Зенгер (John Peter Zenger) был обвинен в публикации клеветнических материалов, бросающих тень на губернатора колонии. Зенгера заключили в тюрьму, где ему пришлось провести 10 месяцев.
Однако благодаря усилиям адвокатов Эндрю Гамильтона (Andrew Hamilton) и Уильяма Смита-старшего (William Smith, Sr.) удалось добиться пересмотра дела. Суд признал, что опубликованная Зенгером информация была достоверной. Зенгер вернулся на свой пост издателя «The New York Weekly Journal», а через несколько лет даже стал официальным печатником колонии Нью-Йорк. «Дело Зенгера» считается важнейшей вехой в истории борьбы за свободу печати в США.
Уже на заре газетного дела издатели использовали все доступные способы для привлечения внимания читателей. Даже Бенджамин Франклин, ставший в 1729 г. владельцем «The Pennsylvania Gazette», не отрицал, что часто отдавал предпочтение сюжетам, пробуждающим грубые эмоции, а когда новостей для наполнения очередного номера не хватало, он их просто придумывал (что, по его словам, доставляло ему немало удовольствия).
К моменту начала Войны за независимость (1775-1783) в Северной Америке издавалось около полусотни газет, но в некоторых колониях еще не было собственных средств массовой информации. Жители Делавэра, Южной Каролины, Джорджии и Нью-Джерси смогли в 1776 г. изучить текст Декларации независимости только тогда, когда до них довезли газеты из более «продвинутых» колоний. В выпуске «The New York Weekly Journal», содержащем текст Декларации, был помещен призыв к читателям поместить газету на наружную стену своего дома для донесения информации до максимально широкой аудитории.
Через полвека после приобретения независимости газеты уже издавались в США повсеместно. Не было буквально ни одной деревушки без собственной газеты. Правительственные учреждения не только не могли в достаточной степени контролировать, что пишут газетчики, но даже находились в определенной степени зависимости от «четвертой власти», которая реально формировала общественное мнение.
Финансовую независимость газетам обеспечивала реклама, которая порой занимала до 50% газетных площадей. К середине XIX века тиражи крупнейших ежедневных газет достигали 50 тыс. экземпляров, а после Гражданской войны перевалили за рубеж в 100 тыс. экземпляров.
Ваш комментарий будет первым