Пуританская традиция в США

15 апреля 2023

Мировоззрение религиозных диссидентов-пуритан, иммигрировавших в Северную Америку в XVII в., часто называют идейным фундаментом современной политической культуры США. Несколько базовых идей пуританизма о сути отношений между Богом и человеком постепенно приобрели не только религиозное, но и политическое, социальное, экономическое измерения. Они стали пониматься в широком смысле, в качестве универсальных правил организации социума.

Речь идет, в первую очередь, об идее договора между Богом и человеком, об идее первородного греха и испорченности человеческой натуры, о концепции “избранного народа”. Считается, что эти три идеи в значительной степени определяли внутреннюю и внешнюю политику американского государства (и продолжают делать это в XXI веке).

Согласно идее договора (“ковенанта”), отношения между Богом и людьми всегда основывались на своеобразных “сделках”, в рамках которых и люди, и Бог несли определенные обязательства по отношению друг к другу. Например, такая сделка была заключена между Богом и первым человеком – Адамом, который получил возможность жить в Раю в обмен на отказ от вкушения плодов с дерева познания добра и зла. Нарушение этой сделки повлекло весьма неприятные последствия для Адама и его потомков. Однако Бог продолжал заключать с людьми различные договоры, причем в некоторых случаях сам нарушал их условия, что давало возможность упомянутым в Библии пророкам и целым народам отказываться от своих обязательств перед Богом.

Такое толкование библейских событий неизбежно вело к восприятию любых социальных отношений как, в первую очередь, договорных. Идея “общественного договора” между правителями и управляемыми легла в основу американской политической демократии. Нарушение фундаментальных “естественных прав” своих подданных монархами давало первым законное право не подчиняться деспотической воле, свергать утратившие легитимность правительства. Именно так была обоснована необходимость Американской революции XVIII века, приведшей к образованию США.

Идея первородного греха и связанной с этим испорченности человеческой натуры была необходима пуританам для доказательства факта бесконечного милосердия Бога, который несмотря на порочность людей все же избирает некоторых из них для Спасения, для Царства Небесного. Пуритане утверждали, что каждый человек достоин проклятия. Эта довольно безрадостная мысль, как ни странно, оказалась весьма плодотворной. Когда отцы-основатели американского государства размышляли над устройством его политических институтов, они исходили из факта неизбежного конфликта между претендентами на высшие политические посты.

Они считали, что этот конфликт порождается испорченностью человеческой природы, подталкивающей людей к борьбе за власть и влияние над себе подобными. Чтобы не допустить победы самого хитрого и коварного участника этой борьбы, и установления им деспотического контроля над правительством, отцы-основатели предложили систему сдержек и противовесов, в которой при любом исходе противостояния сохраняются, по меньшей мере, три центра, три ветви политической власти (законодательная, исполнительная и судебная), уравновешивающие друг друга. Как показало дальнейшее развитие американского государства, такое понимание природы политической борьбы оказалось вполне адекватным, а система сдержек и противовесов весьма эффективно предотвращала любые попытки узурпации власти.

Представления пуритан о своей религиозной общине как об избранном народе, которому самим Богом предназначена особая миссия в деле Спасения человечества и обретения Царства Небесного – также очень легко трансформировались в политическую идеологию. Постепенно понимание “избранности” расширилось, и стало включать не только пуритан, но весь американский народ. Соединенные Штаты как государство постоянно сравнивались с “Градом на холме” – образцом для подражания, который должен служить ориентиром для всего человечества в разнообразных сферах жизни. Даже в XXI веке внешнеполитические дискуссии в США часто сводились к выбору между стратегиями распространения американской демократии: стоит ли делать это с помощью активной внешней политики и военных интервенций, или достаточно лишь совершенствовать социальные институты внутри США, подавая пример остальным народам и полагаясь на естественное распространение американских идей и образа жизни.

1 голос

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий