Религия в США

15 апреля 2023

Соединенные Штаты Америки задумывались отцами-основателями как светское государство. Джордж Вашингтон, к примеру, был убежден, что религиозные противоречия – это самый верный путь к взаимной ненависти между людьми. Уже в первой поправке к американской Конституции было указано, что Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной. Однако на практике это привело к довольно неожиданным результатам: сегодня США являются самой религиозной нацией среди развитых стран. На вопрос “важна ли религия в вашей жизни?” положительный ответ дают девять из десяти американцев (хотя количество отвечающих «важна, но не сильно» неуклонно растет).

Впрочем, из этих социологических данных не следует делать скоропалительных выводов. Действительно, разнообразные внешние признаки религиозности встречаются в США на каждом шагу. В глаза бросается множество церковных зданий, вдоль дорог стоят рекламные постеры с призывами посетить церковные службы, газеты пестрят объявлениями с пространными цитатами из Библии. В Интернете и на телевидении легко найти каналы религиозной тематики, а многие “медийные” проповедники имеют миллионные армии почитателей.

Вместе с тем, американская религиозность существенно отличается от религиозности жителей других стран. Главным образом, это связано с тем, что религия в США — институт не государственный, а социальный. Церковная жизнь не управляется в США из единого центра, не поддерживается за счет бюджетных ассигнований, многочисленные церкви действуют в условиях де-факто рыночной конкуренции. Для того, чтобы привлечь в свои ряды как можно больше прихожан (и стать успешными не только с духовной, но и с экономической точки зрения) церквями используются многие методы из арсенала коммерческих организаций: рекламные кампании, организация массовых развлечений, проведение лотерей, спортивных состязаний, предоставление разного рода услуг и т. п.

В итоге активность церквей становится хорошо заметной, и даже не религиозные по складу характера американцы признают влияние религии на их повседневную жизнь. Совершенно нормальным и естественным считается отождествление себя с той или иной религиозной традицией. Однако в более специфических проявлениях религиозности американцы уже не так сильно выделяются на общем фоне. Регулярно молятся – 50%. Обсуждают религиозные вопросы с друзьями и коллегами 23%. Периодически читают Библию лишь 18%. Но зато каждый третий (32%) по меньшей мере раз в месяц участвует в разнообразных волонтерских проектах, организуемых церквями. Довольно высок и процент тех, кто регулярно, не менее раза в неделю, посещает церковные службы (29%).

Всего в США насчитывается 250-350 церквей (по разным подсчетам). Общая численность прихожан в начале XXI века составляет 168 млн. В 2008 г., в разгар жесточайшего экономического кризиса, американцы внесли на счета религиозных организаций пожертвований более чем на 100 млрд. долларов. Большая часть этих денег пошла на благотворительность. В частности, ежегодный бюджет католической церкви в США, расходуемый на социальные программы, составляет $3,4 млрд. Больше тратит только федеральное правительство.

Какие религии исповедуют американцы?

Огромное количество религиозных организаций в США превращает их классификацию в довольно непростую задачу. Прежде всего, важно отметить что в США сегодня не существует церкви (или, иначе говоря, “религиозной деноминации”), которая охватывала бы более 40% всего “воцерковленного” населения. Таким образом, все без исключения американцы могут считать себя принадлежащими к тому или иному религиозному меньшинству.

религии США

Соотношение между основными религиозными традициями в США в 2008 г. было следующим: 30% – протестанты-евангелисты, 20% – католики, 18% – “обычные” (mainstream) протестанты, 10% – чернокожие протестанты, 1% – иудеи, 0,8% – мусульмане, 21% – неопределившиеся, агностики и атеисты (из них четверть считают религию важным элементом своей жизни). Таким образом, если сложить всех протестантов, получится 58%. Не так уж много для “протестантской” нации.

Религиозные предпочтения разных этнических групп США
Этносы и религия

Важно понимать, что принадлежность к тому или иному деноминационному течению протестантизма (баптизму, методизму, конгрегационализму, пресвитерианству и др.) вовсе не означает принадлежности к одной и той же церкви. Только баптистских церквей в США насчитывается более сорока, другие деноминационные течения также чрезвычайно раздроблены. Кроме того, начиная с 1960-х гг. все более активную роль играют “неденоминационные” или “независимые” церкви. В последнее время в рамках так называемой “новой религиозности” и вовсе стало модным исповедовать “религиозный индивидуализм”, общаться с Богом напрямую, без каких-либо посредников в виде традиционных церквей. Четверть американцев (23% в 2015 г.) не относят себя к какой-либо определенной религиозной деноминации.

Снижение интереса к религии в 21 веке

Два основных течения в современном  американском протестантизме

Еще одно очень важное для понимания религиозных реалий в США различие — это различие между протестантами-евангелистами и “обычными” протестантами. Религиозное мировоззрение этих двух направлений протестантизма часто проецируется в сферу политики. Евангелисты на протяжении последних десятилетий выступают за консервативные подходы в политике и голосуют за Республиканскую партию. “Обычные” протестанты, в целом, гораздо более либеральны и чаще поддерживают демократов.

В религиозных вопросах евангелисты отличаются от обычных протестантов трактовкой трех основных проблем: 1) как следует воспринимать текст Библии; 2) какое поведение необходимо считать праведным и угодным Богу; 3) каким путем можно добиться спасения души.

Для евангелистов Библия — это непререкаемый авторитет, каждая запятая в ее тексте священна, продиктована Богом и несет глубокий смысл. Кроме того, все сказанное в Библии следует понимать буквально — в том числе ветхозаветную историю о сотворении мира и человека. Обычные же протестанты рассматривают Библию как древний текст со сложной историей, с множеством вставок и возможных искажений. По их мнению, в Библии, несомненно, скрыта божественная истина, но усвоить ее можно только с помощью глубокого и критического анализа.

Евангелисты считают, что основным смыслом христианской жизни является вера в Иисуса. Уже сам факт этой веры ведет человека к спасению, избавлению от грехов и Царству Небесному. Следовательно, добропорядочный христианин должен, в первую очередь, заниматься распространением евангельских истин (отсюда и название  “евангелисты”). Для обычных протестантов важна не вера как таковая, а милосердие, помощь ближнему, отказ от эгоизма, добропорядочное поведение.

Из таких различий в понимании смысла христианской жизни происходит и разное отношение к идее спасения души. Для евангелистов все происходящее в земной жизни меркнет перед перспективой будущего Царства небесного. Поэтому они, в первую очередь, озабочены тем, как не нарушить установленный Богом порядок и не впасть в грех. С этим связан крайне консервативный подход евангелистов к вопросам семьи, отношений между полами, абортов, смертной казни и т. п.

Обычные протестанты склонны видеть в Христе не только Бога, но и морального учителя, реформатора, который хотел улучшить жизнь людей уже здесь, на земле, не дожидаясь наступления Царства небесного. Неудивительно, что представители этого религиозного течения часто выступают за социальные преобразования, разного рода прогрессивные реформы, придерживаются либеральных взглядов и голосуют за Демократическую партию. Больше всего евангелистов можно обнаружить сегодня среди баптистов, южных методистов и пресвитериан. “Обычными” протестантами считаются конгрегационалисты, северные методисты и пресвитериане, а также прихожане лютеранской и епископальной церквей. Впрочем, это разделение нельзя считать абсолютным, речь идет просто о некотором перевесе сторонников разных позиций в указанных деноминациях.

0 голосов

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий