(Richard White)
(р. 1947)
Ричард Уайт является сегодня в США одним из признанных лидеров «новой истории Запада» — историографического направления, набирающего популярность с конца 1980-х гг. В 2006 г. он был избран президентом Организации Американских историков, наиболее известными книгами Уайта считаются: «Перекресток: индейцы, империи и республики в регионе Великих озер, 1650—1815 (1991) « и «Это твоя беда, а не моя: история Американского Запада» (1991). В настоящее время Уайт является профессором Стэнфордского университета.
Подходы Уайта (а также таких его коллег как П. Лимерик и Д. Уостера) можно считать логичным продолжением тенденций, общих для американской историографии конца 20 века. Стремление скорректировать понимание исторического прошлого исходя из новой оценки роли дискриминируемых групп, расовых и сексуальных меньшинств, внимание к экологической проблематике, отказ от тезиса об «американской исключительности», заставили «новых» историков Запада кардинально пересмотреть традиционные историографические установки. Пожалуй, главной жертвой такого пересмотра стал базовый концепт «фронтира», который абсолютно доминировал во всех интерпретационных схемах со времени знаменитого доклада Ф. Тернера 1893 г. В это весьма емкое понятие американские историки 20 века включали целый набор признаков, которые, по их мнению, отличали экспансию США на запад от колонизационной политики европейских государств в Азии и Африке. Одним из наиболее существенных отличий считалось то, что фронтир, в отличие от европейских колонизационных устремлений, был спонтанным народным движением, нес на Запад С. Америки прогресс и политическую демократию, одновременно позитивно воздействуя на самих белых переселенцев. Уайт и его единомышленники показали в своих трудах, что и американская, и европейская экспансии гораздо лучше характеризуются общим термином «завоевание», и ничего сильно специфического в американской версии обнаружить невозможно. Роль государства здесь была не менее велика, индейцы истреблялись и эксплуатировались не менее жестоко, а в современном американском «комплексе вины» перед обиженными ими индейцами, мексиканцами и китайцами-кули гораздо больше лицемерия, чем реального «деятельного раскаяния». Характерным примером последнего является политика американского правительства в отношении «консервации», сохранения нетронутых природных зон в виде национальных парков. Обитающие на их территории индейцы часто объявлялись браконьерами и изгонялись с исконно населяемых земель под предлогом того, что они своим присутствием нарушают экологическое равновесие.
Понятие фронтира не устраивало Уайта еще и по той причине, что, согласно Тернеру, граница незаселенных территорий исчезла в 1890 г., тем самым завершив эпоху «освоения Запада», и все последующее развитие западных штатов следовало теперь рассматривать лишь в общеамериканском контексте. «Новые историки Запада» привели в своих трудах многочисленные примеры того, что даже в двадцать первом веке «Запад» остается особым регионом США и требует соответствующих подходов к изучению.
Ключевой особенностью Запада Уайт призвал считать его экологическую организацию, сформированную не только, и не столько в результате прихода «белых англо-американцев», но являющуюся наследием долгих веков развития индейской и испанской цивилизации, в их сложном взаимодействии с региональными природными комплексами. Задолго до приближения к Великим равнинам «линии фронтира» (кстати говоря, Уайт практически полностью отказался от использования этого слова в своих трудах, равно как и устойчивых выражений-мифологем «Дикий Запад», «Virgin land») на этих землях образовалась специфическая культурно-экологическая модель, которую не смогли до конца разрушить бурные события 19—20 вв.
Пути исторического развития привели американский Запад к превращению в «один из главных культурных перекрестков планеты» (выражение П. Лимерик). Здесь плотнее, чем где бы то ни было, взаимодействуют «индейцы, латиноамериканцы, англоамериканцы, афроамериканцы и американцы азиатского происхождения». Естественно, что каждая из этих групп имеет свою историю появления в регионе, занимает особую культурно-экологическую нишу (в это понятие Уайт и его коллеги включают и города, как особую среду обитания, искусственно созданную человеком), состоит в некоторых, исторически обусловленных, отношениях с другими группами. Изучение всех этих аспектов «новые историки Запада» считают сегодня своей первоочередной задачей. В этом они находят поддержку у широкой публики, и в академической среде, о чем свидетельствуют рост книжных продаж и увеличение численности региональной профессиональной «Ассоциации историков Запада».
Ваш комментарий будет первым