Рождение «желтой прессы»

14 апреля 2023

После Гражданской войны (1861-1865) в США наступила эпоха больших корпораций – они доминировали во многих сферах экономики, активно вмешивались в политический процесс и, конечно же, пытались установить контроль над периодической печатью. В издательском деле на передний план также постепенно выдвинулись крупные объединения, собирающие под своим крылом множество отдельных газет и журналов.

 Дж. Пулитцер и У. Хёрст
Дж. Пулитцер и У. Хёрст

Конец XIX века запомнился состязанием двух газетных магнатов: У. Хёрста и Дж. Пулитцера (William Hearst and Joseph Pulitzer). Принято считать, что стремление обеспечить максимально широкое распространение принадлежащих им газет способствовало возникновению феномена «желтой прессы» – дешевых многотиражных газет, завоевывающих популярность читателей за счет дутых сенсаций и смакования подробностей частной жизни знаменитостей. В 1898 г. газеты Хёрста и Пулитцера занимались активным разжиганием антииспанских настроений, что стало важным фактором начала Испано-американской войны и перехода США к активной внешней политике вместо традиционного изоляционизма.

Вместе с тем, вклад газетных магнатов, особенно Джозефа Пулитцера, в развитие американской периодической печати далеко не исчерпывался созданием «желтой прессы». Помимо стремления к финансовому успеху, Пулитцером двигал и очевидный идеализм. В первом номере приобретенной им в 1883 г. газеты The New York World был опубликован издательский манифест, в котором читателям обещали неустанную «борьбу за прогресс и реформы, нулевую терпимость к несправедливости и коррупции, отказ от поддержки демагогов из любых партий, оппозиционность в отношении привилегированных классов» («fight for progress and reform, never tolerate injustice or corruption, always fight demagogues of all parties, always oppose privileged classes»). The New York World быстро превратилась в самую массовую американскую газету (уже в 1887 г. тираж достиг 374 тыс. экземпляров), а используемые издателем приемы (цветные иллюстрации, карикатуры, вовлечение читателей в кампании сбора средств, критика корпораций, репортажи с мест событий и т.п.) стали основой для так называемой «новой журналистики».

Медаль, вручаемая обладателям Пулитцеровской премии
Медаль, вручаемая обладателям Пулитцеровской премии

Имя Пулитцера широко известно и сегодня, благодаря знаменитым премиям, присуждающимся с 1917 г. за достижения в области литературы и журналистики. Пулитцер умер в 1911 г. и завещал свое 2-миллионное состояние Колумбийскому университету, который по сей день является распорядителем Пулитцеровского фонда.

Перевалившие во время Испано-американской войны за миллион ежедневные тиражи газет нуждались в современной системе распространения. Однако как и прежде издателям в основном приходилось полагаться на мальчишек-разносчиков. В 1899 г., когда интерес публики к периодической печати после окончания войны пошел на спад, Хёрст и Пулитцер решили повысить оптовую отпускную цену своих газет. Но вместо роста прибылей газетные магнаты получили забастовку разносчиков, вошедшую в историю под названием Newsboys Strike. Две недели Хёрст и Пулитцер сидели без доходов, а американцы — без новостей. Затем прежняя цена была восстановлена, мальчишки вернулись на улицы, а спустя годы на основе этой истории снят фильм (1992) и поставлен бродвейский мюзикл (2012, «Newsies»).

Постер мюзикла "Newsies"
Постер мюзикла «Newsies»
0 голосов

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий