Современная журналистика США

15 апреля 2023

Громкие политические события завершающих десятилетий XX века, как никогда прежде связывались в сознании американцев с популярными журналистами, принимавшими участие в их освещении, и новым медийными форматами, возникающими в это время. Так, например, в 1977 г. начало долгожданных мирных переговоров между Израилем и Египтом было де-факто анонсировано в прямом эфире передачи популярного ведущего CBS Уолтера Кронкайта, которому удалось организовать эксклюзивное интервью с египетским президентом Анваром Садатом. Кризис с захватом американских заложников в Иране в 1979-1980 гг. также разрешался не только в тиши властных кабинетов, но и в прямом эфире регулярной передачи Теда Коппела (Ted Koppel) «Ночная линия» (Nightline), специально посвященной этой теме и транслируемой ABC News.

Основанный в 1980 г. круглосуточный новостной канал CNN приобрел общемировую известность после войны в Персидском заливе 1991 г. Не только в США, но и во многих других странах огромные зрительские аудитории, включая политических руководителей всех уровней, смотрели на происходящие события через объективы телекамер американских журналистов.

Штаб-квартира CNN в Атланте (штат Джорджия)
Штаб-квартира CNN в Атланте (штат Джорджия)

Наряду с развитием телевидения, на протяжении всего XX века продолжала бурно расти и американская газетная индустрия. Пик тиражей ежедневных газет пришелся на 1984 г. – в это время ежедневно распространялось 63,3 миллиона экземпляров газетной продукции. В 1982 г. была основана первая общенациональная американская газета – USA Today (раньше все газеты были формально привязаны к городам либо штатам). Начиная с 1990-х годов и у газет, и у телевидения появился новый мощный конкурент – Интернет. В настоящее время (2019 г.) звучат прогнозы о полном поглощении и телевидения, и газет разнообразными новыми медиа. Впрочем, хотя бумажная пресса серьезно сдала свои позиции, около 30 млн экземпляров газет ежедневно публикуются в США и по сей день.

Интернет вошел в повседневную жизнь американцев на несколько лет раньше, чем в других странах, уже с начала 1990-х гг. В XXI веке появились первые социальные сети: LinkedIn (2003), Facebook (2004), Twitter (2006), был изобретен и реализован на практике принцип wiki: создание интернет-страниц, открытых для редактирования всеми пользователями. С началом производства смартфонов (2007) численность интернет-аудитории стала стремительно расти. В начале XXI века доступ в интернет имели лишь 6% населения Земли, в 2018 году этот показатель увеличился до 53%.

Лидерство США в создании и освоении интернет-технологий позволило американским компаниям захватить лидирующие позиции на глобальном рынке. Наиболее заметную роль стали играть такие корпорации как  Apple, Google, Facebook и Microsoft.

В политическом смысле, Соединенные Штаты стремятся представить распространение интернет-технологий как одну из форм распространения идеи свободы в ее современном, высокотехнологичном выражении. Однако это толкование сталкивается с серьезными препятствиями, причем не только в авторитарных государствах, но и в союзных США либеральных демократиях.

Особенно болезненный удар по идее Интернета как не связанного ни с каким правительством пространства свободы нанесли разоблачения Эдварда Сноудена, бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США, который в 2013 году раскрыл схему тотальной слежки за пользователями Сети, организованной американскими властями. Это стало поводом для ускорения процесса, который называют «балканизацией» Интернета — создания национальных Сетей, в той или иной степени обособленных от глобальной сетевой инфраструктуры.

Сегодня развитие технологий в очередной раз не только открывает перед гражданским обществом США новые возможности, но и выводит на первый план вопрос о политической цензуре. Осенью 2017 г. в Конгрессе США прошли слушания, на которые были приглашены владельцы крупнейших социальных медиа. Речь шла о мерах, которые необходимо принять для предотвращения использования информационного потенциала интернет-коммуникаций в интересах международных конкурентов Америки. Вывод, к которому пришли участники дискуссии, заключался в том, что абсолютная свобода выражения вряд ли возможна в современных реалиях.

Даже в таком свободном обществе, как американское, без определенных правил и ограничений, к сожалению, не обойтись. В настоящее время в США развернулась широкая общественная дискуссия о характере и масштабе таких ограничений.

Кроме того, в XXI веке сохраняет свою актуальность и проблема взаимодействия СМИ со структурами политической власти. В этой сфере вообще мало, что поменялось со времен Джорджа Вашингтона: американские политики по-прежнему жалуются на предвзятую позицию прессы, а журналисты используют весь имеющийся у них потенциал для критики действий властей. Особенно обострились отношения исполнительной власти и прессы в период президентства Д. Трампа, который обвинял журналистов в «либеральном уклоне» и производстве fake news с целью дискредитации его администрации. Чем закончится это противостояние – пока неясно, но можно с уверенностью утверждать, что СМИ в современных США играют роль важнейшего политического балансира, «четвертой власти», неотъемлемой части конституционной системы сдержек и противовесов.

0 голосов

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий