Радио и телевидение: как они поменяли американскую журналистику?

15 апреля 2023

Не успела Америка пережить последствия одной информационной революции, связанной с взрывоподобным ростом числа издаваемых газет и журналов, как возникла новая технология – радио. 2 ноября 1920 г. в США начала вещание первая коммерческая радиостанция. Инициатором выступила корпорация Westinghouse, производящая радиоприемники и стремящаяся превратить их в предмет массового потребления. Другой промышленный гигант компания General Electric создала в 1926 г. существующую по сей день National Broadcasting Corporation (NBC). В следующем году возник еще один будущий медийный гигант – The Columbia Broadcasting System (CBS), специализирующийся на новостных трансляциях.

История логотипов  National Broadcasting Corporation
История логотипов National Broadcasting Corporation

Огромный потенциал воздействия радиотрансляций на общественное мнение стал очевиден в 1930-е годы. Президент Франклин Рузвельт в период Великой депрессии посредством знаменитых «Бесед у камина» вселял уверенность в души простых американцев. Сенсационные события переживались в режиме онлайн, благодаря радиотрансляциям (например, знаменитое крушение дирижабля «Гинденбург» в 1937 г.) Когда в 1938 г. на волне CBS начали передавать радиопостановку по роману Г. Уэллса «Война миров», многие неискушенные слушатели подумали, что речь идет о реальном вторжении пришельцев, и начали в панике покидать свои дома.

В это время на подходе уже была и технология телевещания. Первые регулярные трансляции были организованы в Нью-Йорке на базе NBC в 1940 г. В декабре 1941 г. немногочисленные нью-йоркские телезрители были вынуждены прервать просмотр кинофильма из-за первого в истории выпуска теленовостей в прямом эфире: речь шла о японской атаке на американскую военную базу в Перл-Харборе.

Вторая мировая война и американские СМИ

Эпоха Второй мировой войны оказалась очень важным этапом развития американской журналистики. В это время впервые проявили себя многие знаменитые в будущем корреспонденты, аналитики, иллюстраторы и фотографы. Были сформированы новые негласные стандарты качества в области сбора и проверки достоверности публикуемой информации. Одним из наиболее известных военных корреспондентов США тех лет стал Эрни Пайл (Ernie Pyle). Он отправлял свои репортажи непосредственно с места событий, посетил все основные театры боевых действий с участием американских войск. В 1944 г. ему была вручена Пулитцеровская премия, но весной 1945 г. его жизнь оборвалась из-за пули японского снайпера близ острова Окинава.

Для многих американцев Вторая мировая война осталась в памяти в виде комиксов, нарисованных Биллом Молдином (Bill Mauldin). Билл начал делать свои зарисовки, воюя в составе американских подразделений на Сицилии, но постепенно полностью переключился на журналистскую работу. Главными героями его комиксов были солдаты Вилли и Джо (Willie and Joe), постоянно попадавшие в разные затруднительные ситуации. Считается, что Молдину удалось очень хорошо донести до простых американцев весь ужас войны, одновременно показав ее реальность и «обыденность зла». В 1945 г. Молдин был удостоен Пулитцеровской премии.

Bill Mauldin и его персонажи: Вилли и Джо
Bill Mauldin и его персонажи: Вилли и Джо

Атомная бомбардировка Хиросимы 6 августа 1945 г., которая поначалу казалась многим американцам всего лишь одним из множества трагических эпизодов войны, приобрела черты одной из крупнейших катастроф в истории человечества после знаменитого репортажа Джона Хэрси (John Hersey), опубликованного в журнале «The New Yorker» 31 августа 1946 г. Репортаж занял весь номер целиком, и из него американцы впервые узнали о подлинном масштабе трагедии и страданиях, которые пришлось претерпеть гражданскому населению в результате ядерной атаки.

Телевидение как фактор американской политики

После Второй мировой войны телевидение стало постепенно превращаться в США не просто в основной источник новостей и способ развлечения, но и в важнейший инструмент политической борьбы. Первые подробные телерепортажи с предвыборных партийных съездов были организованы журналистами CBS Эдвардом Мюрроу, Куинси Хау и Дугласом Эдвардсом (Edward R. Murrow, Quincy Howe and Douglas Edwards) в 1948 г. Печально знаменитый «маккартизм» начала 1950-х гг. (быстро принявшая истеричные формы кампания «искоренения иностранного коммунистического влияния», инициированная сенатором Дж. Маккарти) был подвергнут критике и остановлен во многом благодаря позиции популярных телеведущих, таких как Эдвард Мюрроу. В марте 1954 г. Мюрроу, несмотря на противодействие руководства CBS, целиком посвятил выпуск своей передачи See It Now разоблачению Маккарти, что привело к резкому изменению отношения американцев к своему недавнему кумиру.

Эдвард Мюрроу (Edward R. Murrow)
Эдвард Мюрроу

Первые теледебаты кандидатов в президенты прошли в 1960 г. Согласно распространенному мнению, победа харизматичного и отлично выглядящего на телеэкране Джона Кеннеди над угрюмым и нетелегеничным Ричардом Никсоном была обеспечена именно благодаря впечатлению, произведенному на избирателей этими теледебатами. Кеннеди, и став президентом, активно использовал новые медиавозможности – в частности, именно он провел 25 января 1961 г. первую президентскую пресс-конференцию, транслируемую в прямом эфире по телевидению и радио. По злой иронии судьбы первой глобальной телевизионной сенсацией стало его убийство в 1963 г.– за развитием событий в этот трагический день половина американцев следила именно по выпускам теленовостей.

Принимая решение об эскалации американского участия в войне во Вьетнаме в 1964–1965 гг., президент Линдон Джонсон явно не учел новой информационной реальности. Эта война стала первой «телевизионной» войной, вошла через телеэкраны в дома простых американцев, и задолго до своего бесславного окончания превратилась в настоящую репутационную катастрофу для внешней политики США. Первым отрезвляющим репортажем из зоны боевых действий стал сюжет CBS News от 5 августа 1965 г., когда журналист Морли Сэйфер (Morley Safer) заснял рейд морских пехотинцев США во вьетнамскую деревню Кан Не (Can Ne). Деревня была сожжена дотла, а ее жители брошены на произвол судьбы. Президент Джонсон публично высказал свое негодование – но не действиями солдат, а тем, что журналисты CBS представили американскую армию в невыгодном свете. Эта история расколола американское общество и в очередной раз продемонстрировала огромное влияние телевидения на умы и сердца людей.

В 1968 г. во Вьетнам отправился популярнейший телеведущий CBS Уолтер Кронкайт (Walter Cronkite).

Walter Cronkite
Уолтер Кронкайт

Его вывод о бессмысленности и бесперспективности этой войны, прозвучавший с миллионов телеэкранов, практически не оставил американским политикам других вариантов, кроме немедленного начала поиска путей выхода из затянувшегося конфликта.

0 голосов

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий